1. Великая Моравия – первое государство славян

В начале третьего тысячелетия наука пришла к выводу, что первобытные люди появились два миллиона лет тому назад в Африке. Следовательно, освоение земного шара человечеством началось с Африки, а со временем продолжилось в Европе. Первое в Европе могущественное государство сформировалось под названием Римская империя. Поначалу в ней преследовалось распространение христианской религии. Чтобы удерживать рабов в повиновении, Римская империя в 311 году разрешила христианскую религию, которая проповедует: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены». Осознав, что с помощью христианства можно удерживать в повиновении не только рабов, но и население завоеванных территорий, Римская империя в IV в. превратила христианство в государственную религию. Однако население новых провинций усиливало сопротивление завоевателям, которое превратилось в возрастающую волну восстаний против Рима. Под волной этих восстаний и вторжения гуннов Римская империи в 395 году распалась на две самостоятельные империи: Западную, или Римскую – со столицей в Риме, и Восточную, или Византийскую с одноименной столицей Византия, переименованной в Константинополь.

Византийская империя охватывала территорию Греции (Эллады), Центральные и Восточные Балканы, Малую Азию (Турцию), Сирию, Пакистан и Египет1. Греция была в ней ведущим государством и предложила Папе Римскому перенести свою резиденцию в Константинополь. Однако Папа Римский одновременно являлся архиепископом Рима и митрополитом Римской провинции и потому отказался от этого предложения. В результате – христианскую религию в Византийской империи возглавил Патриарх Константинопольский, что привело к расколу христианской религии на христианство римо-католического (западного) обряда с подчинением Папе Римскому, и на христианство византийского, т.е. восточного или православного обряда с подчинением Патриарху Константинопольскому.

Восстания провинций, вторжение гуннов, а затем авар – стали основными причинами дальнейшего ослабления Римской империи, и она в 476 году окончательно распалась на множество королевств и герцогств. Авары образовали в Центральной Европе свое государство (Аварский каганат), которое грабило и угнетало не только покоренные народы, но и совершало грабительские набеги на новообразованные королевства и герцогства, и даже на Византию. Сложившаяся ситуация была благоприятной для начавшегося переселения славян из своей прародины (междуречье Эльбы, Вислы и Буга) в Центральную Европу и на Балканский полуостров. В результате славянское племя, осевшее вдоль реки Морава, стало называться Мораване. Другое племя под названием Хорваты в ходе этого переселения было разделено Карпатами – горной системой, образующей выпуклую к северо-востоку дугу длиной 1500 и высотой до 2,5 км, разделившую Хорватов на две группы. Первая обосновалась с западной стороны Карпат, вдоль притоков Дуная: Тисы, Лаборца, Ондавы, Торисы, Топли и Попрада. Условно назовем ее Западные Хорваты. Вторая группа этого же племени обосновалась с восточной стороны Карпат, вдоль верхнего течения рек Сан, Буг (приток Вислы) и Днестр. Условно назовем ее Восточные Хорваты.

Остальные славянские племена продолжили переселение на лучшие земли Подунавья, а также Балканского полуострова. В 493 году они вторглись на земли фракийцев. Их вторжения в 517 и 527 гг. на земли Балканского полуострова превратились в массовые. В 540 году славяне дошли до греческого города Византия (будущего Константинополя) и овладели его окраинами. К 548 году славяне своим переселением опустошили всю западную часть Балканского полуострова (Иллирию) вплоть до Эпидамса (Дуррес) на побережье Адриатического моря. С целью прекращения этого переселения славян, авары по «подсказке» Византии в 558 году напали на славян. В бассейне Тисы и на Дунайской равнине авары разгромили местные племена гепидов, лангобардов, западных хорватов и подчинили их себе. Однако остановить переселение славян на Балканский полуостров не удалось. В 577 году славяне заняли Фракию и Македонию, а в 581 году дошли до самой Греции. В придунайской низменности расположилось большое славянское объединение, известное под названием «Семь мезийскнх племен». Отдельные славянские племена обитали: в Добрудже – Северн (северяне); в северо-западной части Фракии, на отрогах Родопских гор и Старой Планины – Драгувиты (дреговичи); в междуречье рек Струмы и Месты – Смолене и другие, в их числе – придунайские Словене. Поэтому во многих регионах Балканского полуострова славянский язык, как язык победителя, стал языком общения для побежденных народностей. Со временем авары растворились среди местных племен, и первый Аварский каганат в Центральной Европе перестал существовать.

Сложившаяся на землях бывшей Римской империи ситуация в 585 году подтолкнула кочевавшие в Урало-Каспийских степях тюркоязычные племена Аварского каганата к вторжению в

Поволжье и Причерноморье. На их пути в Нижнем Поволжье располагался тюркоязычный союз кочующих племен и народностей под названием Великая Булгария. Аварские орды смяли и раскололи его многочисленные племена на три группы. Одна эмигрировала в Среднее Поволжье и на Нижнюю Каму, где ныне расположены Татарская, Башкирская, Марийская, Мордовская и другие автономные республики Российской Федерации. Другая группа, в которую входили племена угров (венгров), эмигрировала на просторы нынешней Украины и обосновала там Хазарский каганат. Третья, сохранив за собой название булгары, во главе с ханом Аспарухом остановилась в низовьях Дуная, где ныне расположена Южная Бессарабия.

Из Нижнего Поволжья авары ворвались в Центральную Европу и снова образовали Аварский каганат во главе с ханом Баяном. В 623 году они разорили торговавшего в славянской провинции Паннония фракийского купца Само. Он поднял и возглавил против авар восстание славян, которое в 623-624 годах нанесло Аварскому каганату сокрушительное поражение. Восставшие против авар славяне объединились в первое славянское княжество, назвав его по имени своего воеводы – Само. Оно охватывало земли ныне Лужицких сербов, Восточной Словении, Восточной Хорватии, Чехии, Северной Словакии. Поэтому авары в 626-627 годах переориентировали свои грабительские набеги на Византию и даже осадили Константинополь. Византийский император Ираклий обратился за помощью к славянским воеводам и с помощью их дружин отбил авар. На этот призыв Ираклия откликнулись и воеводы Западных Хорватов, которые тоже участвовали в нанесении аварам удара с тыла. В знак благодарности, Ираклий отдал славянам для поселения ряд провинций Византии, в том числе дружинам Западных Хорватов отдал провинцию Иллирия (ныне – территория Сербии и Хорватии). Местные иллирийцы приняли Западных Хорватов как своих защитников, стали называться хорватами. Византийский император Константин Багрянородный (Порфирородный) (913— 959 гг.) в трактате «Об управлении империей» об этом периоде Византии написал: «Вся провинция ославянилась», упомянув при этом и хорватов.

Появление по соседству сильного славянского государства Само встревожило Фракию – первое большое государство со столицей в Париже, образованное германскими племенами на развалинах Римской империи. Фракия в 631 году совершила поход на княжество Само, недооценив приобретенный славянами опыт в борьбе с Аварским каганатом, и была разбита. Овладев Тюрингией, князь Само перебрался туда со своей резиденцией. После его смерти в 658 году первое славянское княжество Само распалось и стало легкой добычей авар. Славянские племена вынуждены были искать место под солнцем на других землях и даже на восточной стороне Карпат, т.е. на территории нынешних Украины, Белоруссии и России. Так, Северн под названием Северяне остановились в треугольнике рек Десна, Сейм и Сула.

Драгувиты, изменив свое прежнее название на Древляне, остановились вдоль рек Припять, Горынь, Случь, Тетерев. Словене остановились возле озера Ильмень. Смолене остановилось в регионе, где ныне расположен город Смоленск. В худшем положении оказались славянские племена Поляне, Радимичи и Вятичи, которые остановились на землях Хазарского каганата и стали его подданными.

Под напором непрекращающегося «Великого переселения народов» Византия настолько ослабла, что остановившиеся в низовьях Дуная булгары под предводительством хана Аспаруха в 673 году осмелилась вторгнуться в Византию и заняли заселенную славянами Добруджу. Они дошли до Одессы (ныне Варна) и обложили славян данью. Византия в 678 году заключила с Аспа-рухом мир, признала тюркоязычных булгар хозяевами захваченной славянской земли, а Аспарух объявил себя главой Булгарии. В ослабевшей Византии началась междоусобная борьба за императорский престол, и император Юстиниан II был низложен. Он бежал к булгарам и попросил у них помощи.

Тем временем в Среднем Поднепровье кочующие племена угров стали теснить печенеги, и угры вошли во владения Булгарского ханства. Византия обратилась к уграм за помощью и вместе с ними напала на Булгарское ханство. Заключив с Византией мир, булгары попросили помощи у печенегов и вместе с ними напали на угров. Спасаясь от окружения, угорские дружины отступили в занятую славянами римскую провинцию Паннония и там обосновались. Булгарский хан Тервель восстановил на императорском престоле Юстиниана II и получил от него в награду титул цесаря (царя), а Булгарское ханство в 681 году стало Болгарским царством. С целью расширения своих владений, Болгария в 797 и 805 годах совершила походы на славянские территории Византии. В 818 году ряд славянских племен (тимочане, ободриды, браничевцы) вышли из подчинения Болгарии и попросили защиты от фракийского императора Людовика Немецкого (Благочестивого). Однако Болгария заключила союз с кочующими в Хазарском каганате племенами угров (венграми) и в 827 году восстановила свою власть над вышедшими из подчинения славянами. Поднятый славянами в 829 году бунт Болгария жестоко подавила и расширила свои владения на земли Западных Хорватов до реки Латориця, притоки Тисы.

Расширение владений Болгарского царства за счет земель славян было остановлено возрождением славянских княжеств. В бассейне реки Морава обосновалось славянское княжество под названием Моравия со столицей в городе Велеград (ныне -Угорское Городище). Его возглавил Моймир, князь и воевода в одном лице. По соседству с ним, между Дунаем и Гроном, обосновалось славянское княжество под названием Нитра со столицей с одноименным названием Нитра. Первым его воеводой-князем был Прибина. Фракия недружелюбно отнеслась к образованию

славянских княжеств. Поэтому Моймир предложил Прибине объединить княжество Нитра с княжеством Моравия. Однако Прибина был против объединения, так как терял при этом княжеский престол. Своим упрямством он ставил под угрозу существование разрозненных славянских княжеств с одной стороны – перед германцами, а с другой – перед набирающей силу Болгарией. Поэтому Моймир в 843 году прибыл в городище Нитра, изгнал Прибину и объединил княжества Моравия и Нитра в единое славянское государство под названием Великая Моравия.

Появление по соседству сильного славянского государства встревожило германских феодалов. В 845 году их император Людовик Благочестивый вступил в войну против Моймира и восстановил Прибину на княжеском престоле. В знак благодарности Прибина разрешил германским священникам распространять в своем княжестве христианство на непонятном для славян древнеримском, то есть латинском языке. В 846 году Прибина с помощью германцев изгнал Моймира с княжеского престола Моравии. Поскольку Моравия уже заявила о себе как суверенное славянское государство, Людовик не рискнул посадить на княжеский престол не славянина. Свой выбор он остановил на Ростиславе (846-876), племяннике Моймира. Однако Ростислав был против вмешательства германских феодалов во внутренние дела славянской Великой Моравии. В результате разразилась война, в которой Прибина снова выступил на стороне германцев. В этой войне Прибина погиб, а император Людовик в 855 году потерпел поражение. Престол Нитрянского княжества занял Коцел, сын Прибины. Он дал согласие на присоединение Нитрянского княжества к Моравскому в единое государство Великая Моравия. Однако император Людовик не смирился с поражением и в 855 году заключил союз с Болгарией против Великой Моравии.

В то время Феофиль (Никита), епископ Далмации, распространял православие и на юге Великой Моравии, территория которой простиралась до реки Латорица. Феофиль даже учредил епископство в Микловице. Поэтому Ростислав и Коцел знали о христианстве не понаслышке. Для того чтобы упредить действия военного союза болгар и германцев против Великой Моравии, Ростислав и Коцел решили заключить военный союз с Византией, закрепив его принятием христианства византииского, т.е. восточного обряда. С этой целью они послали в Константинополь своих послов. Известный славянам просветитель и миссионер, участник этих событий Кирилл, в «Пространном житии Константина и Философа» писал, что прибывшие в 862 году в Константинополь послы Великой Моравии принесли послание императору Михаилу III, по совместительству Патриарху Константинопольскому. В нем было написано: «Наш народ отказался от язычества и блюдет христианский закон, но не имеет такого учителя, который объяснил бы нам истинную христианскую веру на нашем языке, чтобы и другие страны, увидев это, поступили как мы. Посему, государь, пошли нам такого епископа и учителя, ибо от вас всегда исходит хороший закон для всех стран». Просили именно епископа потому, что только епископ имел право выученных на священников людей освящать в священники.

В 859 году Фотий, Патриарх Константинопольский (810-891), уже направлял с аналогичной миссией священника Мефодия, своего библиотекаря, а также его высокообразованного брата Константина, прозванного Философом, в Хазарский каганат. Константин для этой миссии представил хазарам азбуку с арабским уклоном и, применив ее, перевел на хазарский язык богослужебные книги. Миссия Мефодия и Константина к хазарам была неудачной, так как хазары уже приняли иудаизм. Фотий решил направить в Великую Моравию именно Мефодия и Константина по следующим причинам. Их отец по имени Лев был славянином, поэтому Мефодий и Константин знали славянский язык и могли свободно переводить богослужебные книги с греческого на славянский. Философ-Константин мог созданную им для хазар азбуку приспособить в качестве азбуки для славян. Перед отправкой в Великую Моравию священник Мефодий был посвящён в епископы, а Константин – в священника с монашеским именем Кирилл. С тех пор Константина называли Кириллом.

Весной 863 года византийские миссионеры во главе с Мефодием и Кириллом вошли на земли Великой Моравии. Чтобы воспрепятствовать их деятельности и принятию Великой Моравией христианства восточного обряда, германский король Людовик в 863 году выступил войной против Великой Моравии и попросил у Болгарии поддержки. Поэтому Византия выступила войной против Болгарии, которая предложила заключить мир, а ее царь Борис пообещал принять христианство византийского обряда. Весной 864 года в Плиеску, столицу Болгарии, из Византии прибыли священники и окрестили Бориса, его семью и приближенных. Борис при крещении принял славянское имя Михаил, а в Болгарии было введено богослужение на славянском языке, который был объявлен государственным языком. По велению Бориса-Михаила богослужебная славянская письменность стала государственной. В результате тюркоязычная Болгария со временем стала славяно-язычной.

Из-за начатой немцами в 863 году войны с Великой Моравией миссионерам во главе с Мефодием и Кириллом пришлось почти два года (863 – 864) ожидать ее окончания на землях Западных Хорватов. Они распространяли там христианство, одновременно подбирая способных учеников-переписчиков богослужебных книг. Наиболее способные из них были высвячены на священников. В «Житии святого Мефодия» написано, что Мефодий «от ученик своих посади два попа – скорописца зело, преложи в борзе вся книги исполнъ, разве Маккавей греческого язука в славенск, шестью месяц, назначен от марта месяца». В течение 863 – 864 гг. Мефодий и Кирилл подготовили из Западных Хорватов переписчиков и священников, переписывавших с греческого на славянский «Избранное Евангелие», «Псалтырь», отдельные главы «Церковных служб». Следовательно, Кирилл и Мефодий подняли славянский язык с наречием Западных Хорватов до уровня литературных языков того времени – наряду с ивритом, латынью и греческим. Однако разработанная Кириллом азбука для Хазарского каганата даже после ее модернизации под славянский язык (глаголица) была мало приемлема для славян. Поэтому Климент, один из учеников Мефодия и Кирилла из числа Западных Хорватов, разработал для славянского языка новую азбуку, которая в честь Кирилла была названа кириллицей.

В «Житии Климента Охридского» Климент написал, что первыми священниками для славян были Западные Хорваты: Горазд, Климент, Наум, Ангеларий и Савва. Там же написано, что Кирилл, по просьбе местного воеводы Западных Хорватов, попросил у Фотия, Патриарха Константинопольского, разрешения оставить епископа Атанаса (Афанасия) для продолжения среди Западных Хорватов начатого миссионерства. Им, т.е. первым епископом у славян, а точнее у Западных Хорватов, в 864 году стал Атанас – Афанасий.

Ростислав, князь Великой Моравии, по прибытии в 864 году миссии Кирилла и Мефодия в город Велеград, провозгласил христианство византийского обряда государственной религией и назначил Кирилла епископом Моравии, а Мефодия – епископом Нитрянским. Для подготовки переписчиков книг, священников, и их помощников в распространении христианства Кирилл открыл в Великой Моравии школу. В результате славяне Великой Моравии, уже являвшиеся римо-католиками, переходили в христианство византийского (восточного или православного) обряда. Фотий, патриарх Константинопольский, в 867 году писал епископам в окружном послании: «Сейчас даже хорваты нечестивое учение, которого придерживались ранее, перешли на чистую и неподдельную веру христианскую. И до такой меры разгорелись желание и ревностность веры, что приняли епископа и пастырей и преклоняются верованию христиан с большим усердием и ревностностью».

Переход славян Великой Моравии в православие вызвал негодование среди германского духовенства, которое жаловалось Папе Римскому, до этих событий в некотором смысле игнорировавшему его. Дело в том, что после распада Римской империи – на огромных территориях ее провинций образовались германские герцогства и королевства. Их герцоги и короли, как и их митрополиты, не желали быть зависимыми от Папы Римского. Вышеупомянутые жалобы Папе Римскому, по-сути, явились признанием его былого авторитета – и Иоанн VIII, по этой причине, незамедлительно выступил против миссионерства Мефодия и Кирилла. Не признавая Фотия вселенским патриархом, он написал письмо угрожающего характера в отношении миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия непосредственно византийскому императору Михаилу III, в котором было сказано: «И мы не только отлучим всех греческих пресвитеров и епископов, что находятся там (в Великой Моравии – ает.), но и предадим их анафеме».

В 873 году Папа Римский написал письмо непосредственно Мефодию, в котором было сказано: «Также узнали мы, что служишь литургию на варварском, на славянском языке… запрещаем отправлять Богослужение на этом языке и повелеваем служить только на греческом или на латыни, как это делается во всей Божьей церкви».

В Константинополе было принято решение направить Кирилла и Мефодия в Рим – объяснить Папе Римскому, что главное – внушить людям веру в христианство, а это легче сделать именно на их родном языке. В результате Папа Римский согласился с этими суждениями и разрешил Кириллу и Мефодию распространять в Великой Моравии христианство на славянском языке, при этом посвятил их в епископы. Таким образом, Папа Римский показал, что является Папой для всех христиан. Кирилл в Риме заболел и в 869 году там скончался. Вернувшись в Великую Моравию, Мефодий продолжил начатое дело по распространению христианства.

Под давлением германского духовенства и феодалов Людовик в 874 году снова начал войну против Великой Моравии. В одном из сражений он, как и Нитря некий князь Коцел, погиб. Императором стал Карл, а Ростислав возвел на Нитрянский удельный княжеский престол своего внука Святополка, ожидавшего своего восхождения на престол всей Великой Моравии. Назначение на удельный Нитрянский княжеский престол Святопулк воспринял как оскорбление, чем воспользовался Карл, пообещавший Святополку военную поддержку по овладению престолом Великой Моравии. Святополк объявил войну своему дяде Ростиславу, князю Великой Моравии, и с помощью германцев одержал победу. Этой победой воспользовались германское духовенство и феодалы. Схватив Мефодия и Ростислава, они увезли Мефодия в германскую тюрьму, а Ростиславу выкололи глаза и держали в одном из подвалов Велеграда. Климент, один из выученных Кириллом и Мефодием священников, в написанном им «Житии Климента Охридского» указал, что германские священники и сопровождавшие их германские воины были ожесточены против христианства восточного обряда. Они выгоняли выученных Кириллом и Мефодием священников из населенных пунктов, предварительно «раздев догола и волокли по земле» за пределы поселения. Михаил III, император Византии, пожаловался на действия германского духовенства Папе Римскому. В итоге Иоанн VIII назначил Мефодия архиепископом Великой Моравии и Паннонии с правом продолжать в ней свою миссию и потребовал от германцев освободить Мефодия. Это решение Папы Римского было принято еще по той причине, что в бывших римских провинциях проживало немало славян, с которыми следовало считаться, в том числе не запрещать им исповедовать христианство на родном языке.

Однако за время пребывания Мефодия в германской тюрьме, при поддержке Святополка, князя Великой Моравии, германское духовенство практически уничтожило христианство византийского вероисповедания, заменив его римо-католическим. Чтобы успокоить Константинополь, Папа Римский написал Святополку письмо, в котором сказано: «Мефодий исповедовал нам, что он верит и проповедует согласно с Евангелием и Апостольским учением, как указывает святая Римская Церковь…Мы посылаем его обратно, чтобы продолжить управлять вверенной ему церковью, и повелеваем принять его как вашего пастыря, со всеми почестями, вниманием и радостью, ибо мы данной нам властью подтверждаем его архиепископские привилегии».

По возвращении Мефодия из германской тюрьмы он учредил в Великой Моравии семь епархий, которые начали строить церкви. (Церковь от греческого – дом Бога). Две из них и сегодня сохраняются как действующие в Республике Словакия и Закарпатской области Украины. Однако Святополк, будучи зависимым от германцев, в 885 году запретил в Великой Моравии богослужение византийского обряда и ввел богослужение на латыни с подчинением священнослужителей Папе Римскому. Поэтому выученные Мефодием и Кириллом священники из числа западных хорватов (Климент Охридский, Наум, Ангеларий и др.) эмигрировали в Болгарию, где продолжили свою деятельность как священники византийского обряда на славянском языке с наречием Западных Хорватов. Климент Охридский затем был назначен первым епископом Македонии. Последующие события показывают, что проводимая Святополком прогерманская политика привела Великую Моравию к краху*. Кочевавшие по землям будущей Украины, многие племена угров (венгров) в 898 году переселились на земли Великой Моравии. Под влиянием германцев, союзнические отношения племенного союза угров и Великой Моравии были прерваны начавшимися систематическими нападениями угорских дружин на основную территорию Великой Моравии. Скорость перемещения и стремительность конницы кочующих угров были явным преимуществом перед ведущими оседлый образ жизни славянами Великой Моравии, занимавшимися хозяйственной деятельностью. Угры окончательно разгромили войско Моймира II, и в 907 году Великая Моравия, первое славянское государство, перестала существовать. Наум в «Житии Наума» написал: «А Моравскую державу, как предрекал святой Мефодий, скоро постигла Божья кара за грехи против закона, за изгнание их, правоверных отцов, за принятие еретиков, которым поверили. После немногих лет пришли угры, заняли их державу и опустошили ее».