22. Возрождение русинской нации Украины

Этнография утверждает, что в Европе наиболее эффективными вариантами денационализации являются полабский и ирландский. Славяне, проживающие в бассейне реки Лаба, не только «потеряли» свой славянский язык, но и духовно перешли под влияние своих неприятелей, осознав их идеалы своими. Полабские славяне стали не просто немцами, а пруссаками. Гольские ирландцы хотя и приняли английский язык, однако остались верными идеалам ирландской нации и своей независимости в составе Англии. Подобно полабцам, за тысячелетнее пребывание под властью венгров, русины приняли венгерский язык и осознали себя венграми по национальности. Однако в силу своей территории русины у Карпат лишь символически были под властью венгров, так как могли скрываться от магнатов и ее чиновников в дремучих лесах. Они остались верными национальным идеалам своих предков – белых хорватов, переименованных в рутенов, а затем – в русинов. Чтобы их потомки также не денационализировались, остались верными идеалам своих предков, русины вместе с чехами, словаками и другими славянскими народностями Австрии в 1849 году добились официального, с закреплением в конституции, признания русинской народности в качестве политической нации, имеющей право на национально-культурную автономию. С обретением независимости Венгрия в 1918 году конституционным законом предоставила русинской политической нации статус автономной республики под названием Русинская Держава. В 1919 году она была присоединена к Чехословакии, которая конституционным законом от 22 ноября 1938 года снова предоставила русинам Подкарпатской Руси статус автономной республики под названием Подкарпатская Русь в составе федеративной Чехословакии.

Миром правят интересы, которые нередко реализуются силой. Мировое сообщество было заинтересовано в скорейшем завершении Второй мировой войны. Сталин решил использовать этот интерес мирового сообщества в свою пользу – силой присоединить Подкарпатскую Русь – Карпатскую Украину к Советскому Союзу в качестве военного плацдарма за Карпатами в географическом центре Европы. Ведь не станет же дружественная Советскому Союзу Англия, тем более заокеанские США, развязывать Третью мировую войну из-за этого «клочка» территории. Сталин рассчитывал на фактор, о котором в свое время говорил и писал его любимый идеолог Макиавелли: народ, который долго и покорно терпел иго угнетения, теряет дар Божий – патриотизм, любовь и чувство собственного достоинства, а вместо этих понятий приходит холуйство и послушание. По мнению Макиавелли, такой народ не может воспользоваться плодами свободы, приобретенной даже по счастливой случайности.

Однако Сталин не учел тот факт, что после долгого терпения венгерского господства южнокарпатские русины прервали состояние этого угнетения. В 1919 – 1939 годах русины в составе демократической Чехословакии вдохнули свободу и на практике осознали превосходство ее принципов. Оказавшись в составе Советского Союза, русины не забывали о национальной свободе и демократии. Однако при ГУЛАГе и всесильном КГБ СССР русины только мечтали о национальной свободе и демократии, тем более о возвращении Подкарпатской Руси в состав Чехословакии. Как только М.Горбачёв начал придавать советской империи лжи, обмана и самообмана человеческое лицо, то удерживать в безропотном повиновении литовцев, латышей, эстонцев и другие народы Советского Союза, в их числе и русинов, оказалось невозможным. Ведь невозможно демократически удержать то, что создавалось силой – «Союз нерушимый республик свободных”. Развал Советского Союза и неожиданное для граждан Украинской ССР провозглашение суверенитета Украины стали для подкарпатских русинов историческим моментом истины. Моментом для начала национального движения за официальное признание русинской нации и возрождение русинской автономной республики в составе суверенной Украины. Ибо после распада Чехословакии на Чехию и Словакию мечты русинов о возвращении в состав Чехословакии окончательно развеялись.

Выросшие в условиях чехословацкой демократии политические лидеры Подкарпатской Руси в период господства СССР были физически устранены, морально подавлены или же навсегда остались в эмиграции. На смену им пришли коммунисты, воспитанные в университете Коминтерна или партийно-советских школах СССР на идеях коммунизма и руководящей роли коммунистической партии во всем мире. В Институте украинской литературы Академии наук Украины работал филолог А.Мишанич, доктор наук из Закарпатской области. Изучая литературу и язык русинов в период их пребывания в составе Австрии и Австро-Венгрии, он подтвердил следующий вывод, к которому пришли не только ученые Европы, но и ведущие ученые Национальной Академии наук Украины (НАНУ). В их числе историк с мировым именем Петр Толочко, директор Института археологии НАНУ, член НАНУ и ее Президиума. Они стоят на том, что поскольку русины становились нацией в составе Австрии и Австро-Венгрии независимо от Украины, то менталитет русинов, их язык и культура не могли развиваться как украинские. Русинский язык имеет большее сходство со словацким, хорватским и даже русским языком, нежели с украинским по причинам, которые затронуты в предыдущих главах. За подобные выводы А.Мишанич попал в немилость. Чтобы оправдаться, он по заданию официального Киева возглавил украинскую науку в борьбе с возрождением русинской нации, обоснованно назвав его политическим русинством. Вопросы официального признания Украиной политической нации «русины» и русинского национального меньшинства, как и движение русинов за возвращение им статуса автономной республики, являются политическими.

Политическое русинство возникло не сразу. Под давлением Киева, на смену первому секретарю Закарпатского обкома компартии Ю.Ильницкому, местному русину с Верховины, в 1980 году был избран «восточник» Генрих Бандровский, до этого возглавлявший коммунистов в городе Львове. Почувствовав по отношению к себе неприязнь местных коммунистов, Г.Бандровский бесцеремонно менял руководителей из числа местных русинов не только в обкоме партии. Бесцеремонно русинов меняли прежде всего на галичан и даже «восточников», в органах власти, учреждениях, производственных объединениях и на крупных предприятиях. Был смещен с должности председателя исполни тельного комитета областного Совета М.Волощук. Это задевало национальное самолюбие русинов, не забывших стремление галичан в 1938 – 1939 годах взять в свои руки власть в русинской автономной республике Подкарпатская Русь федеративной Чехословакии.

Чтобы удержаться на должностях, многие руководители различных уровней из числа русинов стали конкретными делами доказывать, что якобы они являются украинцами по национальности. В их числе бывший комсомольский лидер в Иршавском районе Эмил Попович после окончания в Киеве высшей партийной школы стал мером города Ужгорода, а Василий Линтур, сын бывшего премьер-министра Закарпатской Украины Петра Линтура, стал вторым секретарем коммунистической партийной организации в Ужгороде. Такая кадровая политика официального Киева отрицательно влияла на экономическое положение в области и ее развитие в целом. Не выдержал даже А.Мишанич, член-корреспондент НАНУ. Под видом критики системы Советского Союза в целом, он фактически написал о ситуации, сложившейся в Закарпатской области под руководством Г.Бандровского и его кадров, перетянутых им в Закарпатье. А.Мишанич написал, что командно-административная система породила у закарпатцов «желание вырваться из объятий «освободителей» и жить нормальной жизнью (…) Небывалых размеров достигла безработица: более 300 тысяч работоспособного населения Закарпатья (по переписи 1989 года население области составляло 1225 тысяч человек – авт.) было в поисках работы по всему Советскому Союзу (…) Вместо него сюда планомерно ежегодно поселяются десятки тысяч искателей лёгкого хлеба из других регионов Союза, которые резко изменили этническую структуру области, притесняют местное население области, отводя ему второстепенную роль в обществе, пренебрегая его языком, традициями, культурой (…) Самобытность культуры и исторических традиций сведена до минимума, уничтожаются памятники культуры, второстепенная роль местного населения признана почти доктриной», – утверждал А.Мишанич.

При Всесоюзной переписи населения в январе 1989 года 15 человек все же настояли, чтобы переписчики в карточке переписи записали их «русинами» по национальности. В их числе был Михаил Томчаний, главный архитектор города Ужгорода, сын известного украиноязычного русинского писателя М.Томчания. Поэтому интеллигенция Закарпатья, в их числе автор этих строк П.Годьмаш, задумалась, как вернуть русинам ту свободу и демократию, которые были бесцеремонно у них отняты после присоединения Подкарпатской Руси – Закарпатской Украины к Советскому Союзу. Пришли к выводу о необходимости начать русинское национальное движение за официальное признание русинской нации и возрождение ее автономной республики в составе Советской Украины. Тем более что русские в Крыму уже начали добиваться возрождения Крымской автономной республики.

По заданию Г.Бандровского, профессор Ужгородского госу дарственного университета П.Чучка, филолог по профессии, написал большущую статью «Как русины стали украинцами». В пяти номерах подряд она в 1989 году была публикована в газете «Закарпатская правда» обкома компартии. П.Чучка доказывал, что нация «русины» когда-то была, однако она на сегодня уже завершила переход в украинцев. Поэтому нечего русинам оглядываться на прошлое подобно архитектору М.Томчанию и его немногочисленным единомышленникам. Но эта статья П.Чучки целую неделю терзала тлеющее национальное самосознание русинов и провоцировала их на сопротивление демонстративной дискриминации. Поскольку в статье было указано имя главного архитектора города Ужгорода М.Томчания, сына известного русинского писателя, то П.Чучка по сути указал вокруг кого следует русинам объединяться для борьбы с дискриминацией. Адвокат П. Годьмаш предложил М.Томчанию возглавить инициативную группу по созданию русинского национального «Общества русинов Закарпатья». 2 декабря 1989 года состоялось первое заседание этой группы: М.Томчаний, П.Годьмаш, профессор Иван Гранчак – заведующий кафедрой истории в Ужгородском государственном университете, Борис Сливка – директор Ужгородского художественного училища; JI. Филип – заведующий отделением древней истории Закарпатского краеведческого музея, М.Михалева – секретарь областного отделения республиканского общества «Украина». На следующем заседании эту инициативную группу пополнили: профессора Ужгородского государственного университета Эдуард Балагури, Вячеслав Котигорошко, Иван Туряница и Степан Фодор; писатели на русинскую тематику Иван Долгош, Владимир Фединишинец, Иван Петровций; народные артисты Клара Балог, Мария Зубанич, Петр Матий и заслуженый художник Владимир Микита; директора и учителя средних учебных заведений Дмитрий Олесин, Матвей Попович, Иосиф Голинка, Андрей Шепа и многие другие представители как русинской интеллигенции, так и просто патриоты-русины из всех городов и районов области.

Органы местной власти не препятствовали работе этой инициативной группе русинов потому, что на 15 февраля 1990 года готовился пленум Центрального Комитета КПСС по вопросу расширения прав национальных меньшинств. Кроме того, Закарпатский обком компартии уже возглавлял М.Волошук из династии русинов. В воскресенье, 17 февраля 1990 года, в Ужгородском областном Доме профсоюзов состоялось учреди

тельное собрание областного национально-культурного «Общества карпатских русинов». На него собрались делегации активистов-русинов из всех регионов Закарпатской области. Открыл собрание старейшина из города Мукачево Андрей Шепа. С докладом о целесообразности создания русинской национально-культурной организации и её задачах выступил М.Томчаний. Затем, в следующем порядке, выступили: И.Петровций, Д.Олесин, С.Фодор, Б.Сливка, И.Гранчак, Н.Макара, В.Фединишинец, В.Данканич, И.Туряница, П.Годьмаш, И.Примич, А.Поташник, Ю.Думнич, И.Талабишка и И.Голинка. В своем выступлении Б.Сливка сказал, что одним росчерком пера русины за одну ночь стали украинцами. Примич, студент Ужгородского государственного университета отметил: «Уже пора быть хозяевами на своей земле». Д.Олесин, директор одной из мукачевских средних школ, в своём выступлении сказал: «Впервые за 45 лет советской власти мы можем говорить о русинской нации, которая всегда боролась за своё существование, культуру, язык. Обидно, что русинов отнесли ко второсортным людям, а на руководящие должности назначают «гастролёров». Профессор С.Фодор посоветовал ученым-историкам искать первоисточники о русинах в церковных записях, многие из которых хранятся в архивах Ватикана и Константинополя. Он утверждал, что Карпаты являлись тем природным препятствием, которое способствовало развитию и становлению русинов как самостоятельной политической нации, независимо от украинской. Юрист П.Годьмаш отметил, что с изменением гражданства национальность не меняется, т.е. сохраняется. Приняв русинов Подкарпатской Руси в гражданство Советского Союза, им незаконно изменили национальность «русин» на «украинец». Бывший политический узник П.Кампов сказал, что общество русинов не может обходить стороной политические вопросы. Ему необходимо принимать активное участие в деятельности органов местной власти и добиваться, чтобы руководящие должности в них занимали русины.

Участники учредительного собрания единогласно утвердили Устав «Общества карпатских русинов» (сокращенно ОКР) и избрали правление ОКР в количестве 25 человек, а также членов его исполнительного комитета в количестве 7 человек. В состав правления вошли: М.Томчаний, Б.Сливка, М.Михалева, П.Годьмаш, В.Данканич, В.Микита, JI.Филип, А.Шепа, М.Кость, И.Петровций, Ю.Чижмарь, Д.Олесин, М.Ладани, И.Долгош, И.Гранчак, М.Мегеш, Э.Балагури, В.Котигорошко, В.Молнар, И.Голинка, К.Балог, П.Матий, М.Зубанич, И.Манайло, В.Зарева, В.Фединишинец, М.Думнич, В.Свалявчик, И.Туряница, С.Фодор, П.Кампов и М.Палинчак. Первые семь членов правления одновременно были избраны членами исполнительного комитета. Затем учредительное собрание избрало М.Томчания председателем правления ОКР, Б.Сливку и М.Михалёву – его заместителями. Остальные четыре члена исполкома ОКР возглавили основные секции: юрист П.Годьмаш – юридическую, Л.Филип – историческую, В.Микита – культуры, В.Фединишинец – русинской литературы и языка.

Общеизвестно, что по своему правовому статусу Украинская ССР в «Союзе нерушимом республик свободных» не могла без соответствующего указания из Москвы официально признать как русинскую нацию, так и компактно проживающее в Закарпатской области русинское национальное меньшинство. Тем более она не могла решить вопрос о праве русинского национального меньшинства на возрождение Русинской автономной республики. За это право и предстояло бороться «Обществу карпатских русинов». По поручению исполкома ОКР, П.Годьмаш написал проект Декларации (публичного заявления для общественности) о цели и задачах «Общества карпатских русинов». После ее утверждения на исполкоме, 29 сентября 1990 года проект Декларации обсуждался правлением ОКР и был единогласно утвержден. В преамбуле Декларации вкратце излагалась история становления русинской нации и её государственности, а также незаконность отнесения русинов к украинской нации и ликвидации русинской автономной государственности под названием Подкарпатская Русь. Заканчивалась Декларация словами: «Считая действия Сталина и его окружения по ликвидации в центре Европы автономной русинской республики незаконными, а также учитывая желание коренного русинского населения нынешнего Закарпатья о возрождении своей национальности и статуса автономной республики, Общество карпатских русинов:

1. Обращается с просьбой к Президенту СССР М.С.Горбачёву, Президиуму Верховного Совета СССР и к Верховному Совету СССР, – отменить Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1946 года об утверждении Указа Президиума Верховного Совета Украинской ССР о преобразовании республики Закарпатская Украина в Закарпатскую область как противореччащую международному праву и Конституции СССР и принять вместо него новый Указ о преобразовании её в автономную республику Подкарпатская Русь в составе Украинской ССР… 

2. Обратиться с предложением к Президиуму Верховного Совета Украинской ССР пересмотреть свое представление Верховному Совету СССР о ликвидации республики Закарпатская Украина и созданию вместо неё Закарпатской области».

Полный текст этой Декларации в октябре 1990 года был опубликован в газете «Отчий храм», 9 января 1991 года – в газете «Панорама», а 17 июня 1991 года – в газете «Карпатский край». Депутаты парламента Украины, возглавлявшие «Народный рух Украины за перестройку» (сокращенно – РУХ), подняли в парламенте ажиотаж как в отношении «Общества карпатских русинов», так и в отношении этой Декларации. Работа парламента днем транслировалась по радио, а вечером – по телевидению. Поэтому РУХовцы довели до сведения граждан Украины о существовании национальности «русины», а также о программных целях их «Общества карпатских русинов». Об этом узнали русины, проживающие в странах Европы и Америки. Уже в октябре 1990 года проживавшие в Праге русины создали общество «Друзья Подкарпатской Руси», а через месяц русины Прешовской Руси (Словакия) создали общество под названием «Руська матка». В марте 1991 года русины Словакии в городе Меджилаборцы организовали и провели 1-й Международный конгресс русинов, на который прибыли русины из Закарпатской области Украины и лемко-русины из Польши. Русины из Польши рассказали на конгрессе, что еще в 1983 году они провели в городе Чарни 1-й фестиваль лемко-русинской культуры под названием «Ватра», а в 1989 году создали общество под названием «Содружество лемков».

Поскольку националистической направленности РУХ не имел у населения Закарпатья поддержки, то его лидеры оправдывались перед своим руководством в Киеве тем, что якобы «Общество карпатских русинов» мешает их деятельности. Поэтому руководство РУХа в лице народных депутатов Украины Д.Павличко, И.Драча, П.Мовчана и других начало с трибуны Верховной Рады требовать от высших органов власти запрещения «Общества карпатских русинов» и привлечения его руководителей к уголовной ответственности. Этого же требовали от местных органов власти руководители Закарпатской областной организации РУХа: профессор П.Чучка с сыном Павлом, В.Бедь, М.Джанда, а под их прикрытием и галичане во главе с профессором Ужгородского государственного университета И.Баглаем. Они обвиняли ОКР в деятельности, направленной на возрождение автономной Подкарпатской Руси якобы для того, чтобы потом добиваться присоединения Закарпатья к Чехословакии. Ссылались при этом на Заключительный Акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный 1 августа 1975 года в Хельсинки странами Европы, США и Канады. В этом Акте записано, что государства-участники будут воздерживаться «от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства» и потому «будут уважать территориальную целостность каждого из государств-учасников». Для воплощения этого Акта в жизнь подписавшиеся под ним государства-участники учредили специальный орган под названием Организация Безопасности и Сотрудничества в Европе (ОБСЕ).

Заключительный Акт Хельсинкского соглашения ограничивал право национальных меньшинств на суверенитет, так как право на самоопределение касается каждой нации независимо от ее величины. Для урегулирования возникшего нонсенса, 21 ноября 1990 года в Париже собрались страны – участники Хельсинского Заключительного Акта и подписали дополнение к нему, назвав его «Парижская Хартия для новой Европы». В этой Хартии записано: «Мы подтверждаем, что этническая, культурная, языковая и религиозная самобытность национальных меньшинств будет защищена и что лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право свободно выражать, сохранять и развивать эту самобытность без какой-либо дискриминации и в условиях полного равенства перед законом».

Равенство перед законом означает право на самоопределение не только наций, но и национальных меньшинств. Чтобы ограничить право национальных меньшинств на суверенитет и образование в связи с этим множества суверенных карликовых государств в Европе, участники Парижской Хартии установили, что национальные меньшинства имеют право на провозглашение и образование автономной республики в составе той страны, в которой они проживают. Только в том случае, если национальному меньшинству будет отказано в предоставлении права на образование своей автономности, оно имеет право провозгласить независимость с выходом из состава государства своего пребывания. Именно по этой причине ОБСЕ и ООН не поддерживают требования Ичкерии (Чечни) о предоставлении ей полного суверенитета, так как она является автономной республикой со всеми признаками, присущими автономному государству: конституцию, парламент, президента, правительство, национальное законодательство, правоохранительные органы и т.д.

Председатель правления ОКР и его исполкома М.Томчаний являлся высококвалифицированным архитектором, но слабым юристом в области прав человека. Поэтому не решался как на принятие решений политико-правового характера, так и обратиться с ними к Президенту Советского Союза М.Горбачеву или Президиуму Верховного Совета Украинской ССР. Поэтому сменивший Б.Сливку на должности первого заместителя председателя правления ОКР П.Годьмаш 21 января 1991 года написал письмо на имя Александра Дзасохова. В то время А.Дзасохов был секретарем ЦК КПСС и курировал КГБ и министерство иностранных дел, т.е. курировал вопросы внешней политики Советского Союза. П.Годьмаш в письме обосновал целесообразность отмены Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1946 года, которым был утвержден Указ Президиума Верховного Совета Украинской СССР «Об образовании Закарпатской области Украинской ССР» на территории суверенной республики Закарпатская Украина. К тому же еще до официального присоединения Закарпатской Украины к Советской Украине. Предполагалось, что отмена незаконного Указа ПВС УССР «Об образовании Закарпатской области Украины» автоматически приведет к восстановлению суверенной Закарпатской Украины и будет основанием для преобразования унитарной Советской Украины в федеративную Украинскую ССР.

Ровно через месяц на это письмо П.Годьмаша пришел ответ за личной подписью А.Дзасохова. В нем сообщалось, что Председатель Президиума Верховного Совета СССР Лукьянов поручил своему первому заместителю Р.Нишанову подготовить проект Указ об отмене Указа ПВС СССР, утвердившего Указ ПВС Украинской ССР «Об образовании Закарпатской области Украины». Рассмотрение этого Указа ПВС СССР было запланировано на третий квартал 1991 года. Однако 20 августа 1991 года в Москве произошел государственный переворот, за которым последовал развал Советского Союза и провозглашение полного суверенитета Украинской ССР. К власти в суверенной Украине пришло множество лиц из числа активистов РУХа. Поэтому отношение республиканских и местных органов власти к «Обществу карпатских русинов» изменилось в отрицательную сторону.

Общеизвестно, что толкование слова зависит от подхода к этому толкованию: исторического, грамматического, географического, политического, юридического и т.д. Псевдоисторики пытаются толковать слово «воссоединение» в отношении Подкарпатской Руси – Закарпатской Украины по словарю украинского языка как объединение с чем-то. Однако в данном случае термин «воссоединение» является юридическим, а не литературным. Поэтому юридический термин «воссоединение» выражает понятие в правовой сфере общественной жизни и имеет определение в юридической, а не филологической литературе: в юридическом словаре, юридической энциклопедии, юридическом справочнике, юридических учебниках и т.д. Из изложенного в предыдущих главах и юридического толкования слова «воссоединение» следует, что воссоединялись две суверенные державы – Закарпатская Украина и Советская Украина в единую федеративную Советскую Украину.