4. От народности «рутены» – к нации «русины»

Экспансия тюркских племен и народностей в Европу являлась для ее народов серьезной угрозой. В 1009 году они захватили Сирию и осквернили храм Гроба Господня в Иерусалиме. Папа Римский Урбан II призвал к крестовому походу под лозунгом борьбы за освобождение Гроба Господня и Палестины как святой земли, т.е. к походу против неверных мусульман. Всего в XI-XIII вв. состоялось 8 крестовых походов. Параллельно шли гонения и на евреев за распятие Христа. Поэтому многие из них эмигрировали в Испанию и Хазарию. Испанский король Сизебут предложил евреям принять христианство или покинуть Испанию, и евреи стали готовиться к захвату власти. Но об этом стало известно Эгеки, новому королю Испании, который всех евреев объявил рабами, а их дети передавались на воспитание христианам. Остававшиеся проживать в Северной Африке евреи наняли арабов и вместе с ними через Гибралтар хлынули в Испанию. Овладев ею, они превратили Испанию в Дамасскую провинцию арабского халифата. Из Испании евреи проникли во Францию и другие страны Европы. Английский король Эдуард в 1290 году издал закон о выселении всех евреев (16,5 тыс.) из страны до ноября 1290 года. Кто оставался, тому грозила смертная казнь. В 1306 году аналогичный закон издал французский король Филипп и около 100 тыс. евреев покинули Францию. Тем временем испанцы вели освободительную войну против пришельцев ив 1491 году взяли Гренаду – последний оплот арабов-магометан, после чего повели борьбу против евреев. В 1492 году Испания также издала закон, согласно которому евреи в течение 4-х месяцев должны были покинуть страну и они переселились в Португалию, которая в 1498 году издала аналогичный закон. Поэтому еврейские общины появились в Польше и наводнили её. После совершенного в 1772 году раздела Польши, её территория с проживавшими там евреями оказалась в составе России, Австрии и Пруссии.

Один из крестовых походов был провозглашен Папской буллой (указом) 24 апреля 1514 года. В 1526 году возле Будина, столицы Венгрии, собралось около 40 тысяч добровольцев, которых называли «куруцы» (от латинского «cruz» – крест), т.е. крестоносцы, которые во главе с 20-летним Людовиком (Лайошем), королем Венгрии, пошли в поход на турков. Однако 29 августа под Магочем куруцев встретила 80-тысячная турецкая армия. Идущие на помощь куруцам чешское и хорватское войска опоздали, а местные магнаты не оказали куруцам поддержки. Турки наголову разбили куруцев и венгерскую армию. Спасаясь бегством, Людовик утонул в болоте. Королева Мария и ее двор бежали в Братиславу (Пожонь), и центральная власть Венгрии перестала существовать. Поскольку наследника королевского престола Венгрии не было, то большая часть магнатов 11 ноября 1526 года избрала королем Венгрии Я. Запольяи. Однако магнаты западной и северной части Венгрии были против и 17 сентября 1526 года они избрали королем Венгрии Фердинанда Габсбурга, являвшегося шурином утонувшего короля Людовика, который был королем Чехии. В результате в Венгрии вспыхнула гражданская война, поделившая страну на две части.

Во владения Я.Запольяи вошла территория с городами Семиград, Эрдель, Сибенбюгер, Дюлафегервар (столица, ныне в составе Румынии под названием Алба-Юлия) и другие. В их числе населенные рутенами жупы Мараморош, Берег и Угоча. Эта территория на правах отдельного Трансильванского княжества была зависима от Османской (Турецкой) империи. В 1683 году турецкие войска осадили Вену, но взять ее не смогли. Началось разложение многонациональной османской (турецкой) армии. Сформированные из славян полки, в том числе полки Трансильванского княжества, перешли на сторону австрийских войск Габсбурга, и Османская империя потерпела катастрофическое поражение. Территорию словаков и рутенов заняли австрийские войска. В 1606 году между Трансильванией и Австрией был подписан мирный договор, по которому боярин Стефан Бочкаи стал князем Семиградья (семь городов Трансильвании). Границы Семиградья простриралась до городов Токай (ныне Венгрия) и Кошице (ныне Словакия).

В 1648 году князем Семиградья стал Юрий Ракоци II, который стремился стать королем Польши. Заключив с Богданом Хмельницким и королем Швеции Карлом Августом X договор о разделе Польши, Ракоци II вторгся со своим войском в Польшу и взял Варшаву. Но Б.Хмельницкий и король Швеции не поддержали его, а отступление через ущелья и перевалы в Карпатах было равносильно самоубийству. Поэтому Ракоци 31 июля 1657 года без боя сдался крымским татарам, в то время союзникам Польши. Путем подкупа ему удалось из плена бежать. В 1703 году на средства Франции он поднял восстание рутенов и словаков против Австрии. Первая битва рутенов с австрияками состоялась в том же году возле села Довгое (ныне Иршавский район Закарпатской области Украины). Однако в мае 1711 года восстание рутэнов (русинов) и словаков под предводительством Ракоци было подавлено, и Трансильвания оказалась под властью династии Габсбургов. В селе Довгое рутены воздвигли мраморный памятник погибшим соплеменникам с надписью: «Умру же я сегодня за свою отчизну, за невесту и рутенскую семью». В 1772 году Польша была разделена между Австрией, Пруссией и Россией. Галичина, а вскоре и Буковина, оказались в составе Австрии.

Австрия провела школьную реформу и дети славян начали обучаться в школах на родном языке. Первая рутенская гимназия была открыта в Гуменном (ныне – Словакия). В 1646 году ее перевели в Ужгород. В 1791 году в Ужгороде на средства родителей была открыта рутенская учительская семинария. Большое внимание обучению рутенов оказывал присланный Константинополем епископ Мукачевской греко-католической епархии Иосиф де Камелис (1690-1706 гг.), грек по национальности. Он добился, чтобы в Венской королевской высшей греко-католической духовной семинарии 11 из 46 мест бронировалось для рутенов. Добился также, чтобы для рутэнов бронировались места на факультетах богословия в университетах Будина (столице Венгрии) и Трнаве (Словакия). Одновременно обеспечил кирилличным шрифтом типографию в Трнаве, чтобы печатать книги на рутенском языке. Иосиф де Камелис написал и в 1692 году издал на рутенском книгу «Притчи», а в 1698 году – учебник по православию «Катехезис наоуки оугрорутенским людям изложенный для науки угрорутенским людям». В 1699 году издал написанный им «Букварь языка славенська писаный читанія оучитися хотящим полезное руковоженіє». Сменивший его епископ Юрий Бизанец написал и в 1699 году издал «Букварь языка славенська». Словак Я.Коллар, библиотекарь императорского двора, написал и в 1749 году издал на латыни историю «О происхождении, развитии и жизни рутенов Венгрии». Названные учебники для начальных классов давали рутенам возможность овладеть азами науки на материнском языке и продолжить учебу в гимназиях, семинариях, а затем – университетах Европы, где преподавание шло на латыни и немецком.

В 1781 году население Венгрии составляло 6,3 млн. человек, которое проживало в 8242 населенных пунктах. В те времена села образовывались по этническим признакам. Рутены проживали в 742 рутэнских населенных пунктах Венгрии, румыны – в 671, немцы – в 663, хорваты – в 396, сербы – в 152, поляки – в 28, венгры – 5587, а в остальных – словаки и мораваны. В 1785 году Австрия провела административно-территориальную реформу, разделив свою территорию на пять дистриктов (военных округов) по этническим признакам.

Поскольку венгры в гимназиях и университетах тоже обучались на латыни и немецком языке, то венгерская молодежь свой материнский язык называла «языком пастухов», стыдясь разговаривать по-венгерски. Это вело к денационализации венгерской нации – и венгерские национал-патриоты добились, чтобы с 1791 года региональный венгерский парламент стал принимать законы на венгерском языке. В 1792 году был принят закон о том, что венгерский язык является государственным языком делопроизводства и языком преподавания в учебных заведениях. Поэтому, окончив университет в Вене или Будине (ныне – Будапешт), рутенам все труднее было реализовать полученные знания на пользу своему народу, так как их знания на своей земле оказывались невостребованными. Рутенская интеллигенция, оставшаяся верной своим национальным идеалам, свое бессилие пыталась подкрепить идеологией «всеславянства» и опорой на Россию – единственное и мощное славянское государство.

В поисках лучших земель одна часть рутенов, прежде всего земледельцев, в XVIII в. начала переселяться к своим древним соплеменникам – в Хорватию (Срем) и Сербию (Бачка)… Другая часть, прежде всего высокообразованная интеллигенция, стала искать счастья в России. В 1791 году в Россию эмигрировал рутен Иван Орлай (1771 – 1829 гг.), где получил второе высшее образование в Петербургской медицинской академии. После защиты докторской диссертации И. Орлай был назначен врачом при царском дворе. Своими глубокими знаниями он обратил на себя внимание министра по делам религии и просвещения А.Голицына, который предложил Орлаю составить список рутенов, которых он рекомендует пригласить преподавателями в высшие учебные заведения России. Известный украинский писатель и общественный деятель Галичины Иван Франко в своем труде «Карпаторусинське письменництво XVII-XVIII вв.» писал, что, открывая серию высших учебных заведений, Россия столкнулась с проблемой укомплектования их преподавательским составом. А.Голицын в 1820 году писал: «Единственный народ, у которого мы можем взять ученых – венгерские карпаторутены, которые разговаривают тем же языком, что и мы, и сохранили христианскую веру наших отцов».

В 1805 году в Ужгород прибыл профессор открывшегося в Харькове университета и отобрал из числа рутенов 10 преподавателей для Харьковского университета. Из них только четверо поехало в Харьков: братья Билевичи, К.Равлович и А.Дудрович. В 1822 году по этому поводу И. Орлай опубликовал статью «О выгодах, предоставляемых карпаторутенам…» в России. В 1826 году он написал книгу «О Юго-Западной Рутэнии». В ней он обосновывал автохтонность юго-карпатских рутенов (ныне -русинов), а также утверждал об отличии их языка и менталитета от других славян, в том числе от русских.

В 1803 году в Петербург приехал Михаил Балудянский, декан юридического факультета ныне Будапештского университета, а в 1805 году – Василий Кукольник, профессор этого же университета. Будучи профессорами Главного Петербургского педагогического института, они приобрели всеобщее уважение и авторитет у преподавателей и студентов. После преобразования этого учебного заведения в 1819 году в Петербургский университет первым его ректором был назначен рутен М.Балудянский. В 1826 году он был включен в канцелярию Сперанского, составлявшую кодификации (15-томного) свода законов России и фактически был ее руководителем. Поэтому ректором Петербургского университета стал рутен В.Кукольник, а рутен Петр Лодий – деканом юридического факультета.

Кроме упомянутых лиц, из Австрии в Россию приехала целая плеяда профессоров рутэнской национальности. Андрей Дудрович сначала преподавал в Черниговской гимназии, а с 1811 года – в Харьковском университете. С 1829 года и до конца жизни он был его ректором. Кроме него в Харьковском университете преподавали профессора – рутены К.Павлович и М.Билевич. Ректором Киевской духовной академии был рутен Приней Фальковский. Директорами Нежинского и Одесского лицеев высших наук соответственно были рутены В.Кукольник и И.Орлай. В Петербургском, Казанском, Харьковском, Дерптском и Вильнюсском университетах, а также в лицеях высших наук в Царском Селе, Одессе, Кременце, Нежине преподавали профессора-рутены: В.Кимак, П.Феерчак, М.Щавицкий, А.Павлович, И.Земанчик, М.Дудинский, Гободай, Бачинский, Чернай и многие другие. Кроме того, М.Балудянский и В.Кукольник одновременно являлись надомными преподавателями царевичей, ставших впоследствии царями России. Эмигрировавший в Россию рутен В.Гуца разработал для болгар усовершенствованный вариант славянской азбуки и доказал, что, проживая среди славян, болгары настолько ославянились, что тоже стали славянами. Болгары поставили В.Гуце в Одессе и Софии памятники. Рутен Пван Зейкан 30 лет работал при императорском дворе наставником братьев Петра I – царевичей Александра и Ивана Нарышкиных, затем – царевича Петра. Когда они повзрослели, Зейкан стал переводчиком дипломатической почты и надомным учителем царевича Алексея, внука Петра I, будущего императора России под именем Петр II.

Следовательно, в период завершения в Европе процесса перерастания народностей в нации, высокообразованные рутены и в России продолжали осознавать себя представителями отдельной славянской национальности «рутены» и не отождествляли себя с русской, тем более с украинской национальностью, которой в то время просто не было. Следует отметить, что не столько инициатива А.Голицына и И.Орлая, как непосредственные контакты рутэнов с россиянами были причиной эмиграции рутенской интеллигенции в Россию.

После блестящей победы русской армии под командованием А.Суворова (Сувоваяре, финна по национальности) над итальянцами русская армия в 1799 году оказалась в окружении. Но А. Суворову удалось совершить новый подвиг – зимой вывести армию из окружения через Альпы. С ноября 1799 по февраль 1800 года русская армия лечилась и отдыхала в Чехии и Словакии, в основном в Кошицком крае, населенном рутенами. Многие офицеры, т.е. русская интеллигенция дворянского происхождения воочию увидели европейский уровень знаний интеллигенции рутенов. В свою очередь рутены увидели как военные успехи России в борьбе с турками и Наполеоном, так и могущество славянской России, на которую можно рассчитывать в борьбе против денационализации.

По переписи населения 1846 года, на землях Венгрии, т.е. в 71 жупе проживало 10 млн. граждан славянской и румынской национальностей и только 4 млн. венгров. В том числе в четырёх из семи жуп (ныне – Закарпатская область Украины), населенных рутенами, из общего числа 468.836 граждан только 119.816 человек были венграми. Кроме венгров, в этих 4-х жупах проживали: 235.266человек-рутены, 13.856-словаки, 64.917-румыны, 10.351 – немцы, 24.589 – евреи и 42 – греки.

Поэтому перевод в 1844 году всех славянских школ на территории Венгрии с родного на венгерский язык обучения вызвал негодование славян. Первыми против введения венгерского языка в славянских школах выступили словаки. Словак Й.Равел, адвокат по профессии, в 1842 году потребовал от венгерских властей создать кафедру словацкого языка и литературы в Братиславском лицее и Будинском (ныне Будапештском) университете; применять словацкий язык в делопроизводстве, при заполнении метрик и церковных протоколов; сохранить словацкий язык в церквах и школах. Этого же стали добиваться для себя и другие славянские народности, в их числе – рутены, т.е. русины.

Западноевропейские славяне предполагали, что языковое и культурное объединение с Россией будет для них своеобразной защитой не только от денационализации, но и поддержкой в борьбе за национальную независимость. Поэтому борьба славян Австрии против их денационализации переросла в так называемый панславизм, который принес славянам больше вреда, нежели пользы. Основоположником панславизма был польский князь А.Чартовский, который в 1845 году учредил в Париже общеславянское «Литературное общество». Оно призывало славян сначала к объединению в языке и литературе и ставило перед собой цель разработать общеславянский литературный язык и объединить всех славян в одно государства «от моря – до моря». То есть от Средиземного до Охотского моря Тихого океана. В это общество входила элита всех славянских национальностей: польский поэт А.Мицкевич, словацкий филолог и историк Я.Коллар, чешский филолог П.Шафарик и т.д. Лидерами панславизма среди чехов был И.Добровский, у словаков – Павел Шафарик, у хорватов -Л.Гай, у сербов – В.Караджич, у рутенов – Александр Духнович и Адольф Добрянский. Словак И.Геркел даже написал «Грамматику всеславянского языка». Словак Ян Коллар в брошюре «О литературной взаимности между поодинокими племенами и наречиями славянских наций» писал, что славяне, подобно ветвям, выходящим из одного ствола, должны составлять одно государство». Панслависты видели Россию как основу общеславянского государства. Панславистское движение в России поддержали: К.Аксаков, Д.Валуев, В.Даль, А.Островский, Ф.Тютчев, И.Срезневский и другие. Так, Н.Данилевский в книге «Россия и Европа» (Санкт-Петербург, 1895) писал: «Славяне составляют зародыш нового свежего культурно – исторического типа цивилизации. От них самих зависит выполнение своей исторической задачи». В то же время А.Герцен, Н.Огарев, В.Белинский, И.Тургенев и другие были против панславизма и ориентировали Россию на Европу.

Панславистское движение было причиной создания в 1845 году в Киеве тайной политической организации под названием «Кирилло-Мефодиевское братство». В него вошли Н.Костомаров, П.Кулиш, Т.Шевченко, Н.Гулак и другие деятели украинской культуры. Целью этой организации было: национальное освобождение украинцев; создание всеславянской федеративной республики; ликвидация крепостного права и др. Однако в то время крестьянская Малороссия эту идею не понимала и не воспринимала. Односельчане П.Кулиша даже избили его, а дом сожгли. В 1847 году это общество российские власти разгромили, а его лидеров арестовали и судили.

Правящие круги Венгрии понимали, что славяне уже развиты до той степени, при которой каждая славянская нация Австрии осознает себя политической нацией, имеющей право на самоопределение, а это может привести к краху их планов по возрождению Великой Венгрии. Под давлением венгерских национал-радикалов, объединившихся в движение «Молодая Венгрия», парламент венгерских земель принял ряд законов, направленных на денационализацию славян. Под давлением движения «Молодая Венгрия» в декабре 1847 года был принят закон о гражданстве Венгрии, согласно которому право участвовать в выборах предоставлялось только тем славянам, которые владели венгерским языком. Возглавил движение «Молодая Венгрия» член парламента венгерских земель от города Пештяны (ныне – Словакия) Лайош Кошут, словак по национальности и юрист по образованию. Его поддержала венгерская молодежь, а затем венгерская шляхта и магнаты.

В 1846 году в Европе был большой неурожай, что стало причиной голода. Вспыхнула революция, названная историками «Весна народов Европы». 12 января 1848 года вспыхнуло восстание в Италии (Палермо), а 22 февраля в Париже и Франция была провозглашена республикой. Под влиянием этих событий, возглавляемая с Ф.Палацким либеральная партия чехов в марте 1848 года провела Сватовлацлавское собрание представителей чешских земель. Оно поддержало действия либеральной партии, направленные на реформирование Австрии в федеративную республику с предоставлением в ней равноправия всем славянским нациям. Венгерский поэт Шандор Петефи, серб по национальности, написал призыв к венгерской нации, а венгерские студенты начали формировать национальные военизированные отряды. Воспользовавшись революционной ситуацией, «Молодая Венгрия» потребовала от парламента венгерских земель принятия закона, которым династия Габсбургов 14 апреля 1848 года была лишена королевского трона Венгрии, а венгерские земли были провозглашены Венгерской республикой. Газета «Будапешт Гирлоп» (1848, № 15) писала: «Будущее в Венгрии принадлежит венграм, для венгерских славян слышен похоронный звон».

Славянские нации, не увидев в Венгерской республике своего места, не поддержали венгров в борьбе за независимость от Австрии, и начали борьбу за свое будущее. Первыми стали действовать сербы. Их поддержали словаки, которые 11 мая 1848 года провели в городе Липтовский Святой Микулаш собрание и приняли Манифест «Желание словацкого народа». В этом Манифесте были изложены следующие требования к властям: введение на этнических землях словаков официального словацкого языка во всех учебных заведениях и местных органах власти; формирование в австрийской армии словацких полков без венгров; создание на словацких землях автономного словацкого парламента и др. Словацкие лидеры Людовик Штур, Иосиф Гурбан и Михаил Годжа, депутаты парламента венгерских земель, безуспешно пытались договориться с Л.Кошутом, который возглавил правительство Венгрии, хотя они обещали ему поддержку словаков и рутенов в борьбе венгров за независимость Венгрии. Обещали поддержку при условии, что словаки и рутены будут официально признаны равноправными с венграми политическими нациями.

По предложению правительства Л.Кошута, в 1848 году парламент Венгерской республики принял закон, запретивший обучение на родном славянском языке даже в церковных, т.е. негосударственных учебных заведениях Венгрии. Закон стал для славян последней каплей в борьбе с денационализацией. Первыми за оружие взялись сербы, а в сентябре – хорваты, которые во главе с И.Елачиком двинулись на столицу венгров Будапешт. Для борьбы с восставшими славянами правительство Л.Кошута спешно создавало венгерские воинские подразделения, а также специальные карательные отряды, занимавшиеся поиском, захватом и физическим уничтожением лидеров славянского национального движения. Поэтому даже депутатам венгерского парламента Л.Штуру, И.Гурбану и М.Годже пришлось скрываться в Австрии. Там они учредили «Словацкий Народный Совет», с помощью которого пытались противостоять шовинистической политике Венгрии, которую проводил Л.Кошут и его единомышленники. Лидеру рутэнов (русинов) А.Добрянскому было ближе и проще сбежать в Галичину. Разыскивая его, венгерские шовинисты по ошибке убили его сына Виктора, предполагая, что это и есть лидер русинов А.Добрянский.

Вернувшись из Австрии, Л.Штур, И.Гурбан и М.Годжа через возглавляемую ими «Словацкий Народный Совет» начали агитировать словаков браться за оружие и объединяться с сербами, хорватами и рутэнами. И.Гурбан возглавил восставших словаков, а Л.Штур на собрании в городе Миява, от имени «Словацкого Народного Совета», провозгласил независимость словацких земель от венгров и подчинение их непосредственно Австрии. Затем словаки направили в Вену делегацию для изложения цесарю (царю, т.е. императору) Австрии Францу-Иосифу I своих требований. Делегацию возглавил римо-католический священник Козачек. Более радикальными были действия рутенов. Их вооруженный отряд под предводительством Блоудена пытался установить на своих этнических землях самоуправление, а город Прешов провозгласили столицей рутенов.

В мае 1848 года лидеры чехов Франтишек Палацкий, Франтишек Риегра, Карел Гавличко-Боровский провели в Праге собрание лидеров славянских наций. Обсуждались вопросы союза славянских наций и их задачи в борьбе не только за официальное признание славянских наций, но и за реформирование Австрии в федеративную республику. В этом собрании участвовало почти 340 представителей чехов, сербов, словенцев, словаков, поляков, а также украинцев Галичины. Последних представляли Е.Любомирский и И.Борискевич. Заседание продолжалось по трем секциям: 1) чехи, словаки и рутены (рутены по предложению украинцев Галичины были представлены словаком И.Гурбаном); 2) сербы и словенцы; 3) поляки, рутены и украинцы польской части Австрии. Это собрание славян вошло в историю под названием «Славянский съезд», на котором председательством Ф.Палацкий.

Украинцы Галичины на съезде выступали за раздел австрийской части Польши по этническим признакам на Западную и Восточную Галичину. В Западной Галичине было больше поляков, а в Восточной Галичине (Малополыпе) преобладали украинцы (тиверцы) и восточные хорваты. При таком разделе в Малополыпу входил бы регион под названием Лемковина, в котором компактно проживали восточные хорваты, т.е. рутены. Однако поляки выступали против такого раздела. Поэтому состоявшиеся на «Славянском съезде» переговоры делегаций поляков и украинцев завершились договором, которым признавалась украинская и рутенская национальность как отдельные и равноправные политические нации, а вопрос о разделе Галичины был отложен на более поздний срок.

Находившийся в Галичине А.Добрянский встречался с местными лидерами украинцев, которых склонял поддержать его идею, изложенную им в «Проекте политической программы для Руси Австрийской». Эта программа предусматривала объединение австрийских провинций Галичина и Буковина с венгерской Рутенией в автономную державу славян федеративной Австрии. Для осуществления этой программы барон Г.Яхимович, греко-католический епископ Галичины, в мае 1848 года создал во Львове «Главну Раду Руську». В январе 1949 года А.Добрянский изложил эту идею императору Австрии в письме, где говорилось об «объединении русских коренных областей в одно политическое и административное целое Австрии». Через А.Добрянского это было доведено до министерства внутренних дел Австрии. Однако из министерства А.Добрянскому ответили, что отторжение рутенских земель от Венгрии преждевременно, а между украинцами Австрии и рутенами Венгрии возникнут межнациональные трения и конфликты, что только усложнит и без того непростую ситуацию.

Конфиденциально предложили А.Добрянскому создать и возглавить делегацию венгерских рутенов, которая бы рассказала цесарю Австрии о «нуждах венгерских рутенов».

Чтобы овладеть ситуацией в Венгрии, Австрия вместо палатина (главы исполнительной власти Венгрии) архикнязя Стефана 24 сентября 1848 года назначила фельдмаршала графа Ламберга, предоставив ему широкие полномочия в борьбе с венгерским сепаратизмом. На следующий день венгры начали восстание, которое 6 октября 1848 года докатилось до Вены. Осознавая свою неспособность справиться с революционной ситуацией, состарившийся Фердинанд V, цесарь Австрии, в начале декабря 1848 года отказался от престола в пользу 18-тилетнего брата Франца-Иосифа I, а сам удалился в Швейцарию. Однако и после этого революция продолжала бурлить, что вызвало недовольство австрийцев. 13 марта 1849 года они тоже подняли в Вене восстание. Подавив восстание в Вене, войска двинулись в Венгрию, чтобы овладеть там ситуацией и ликвидировать карательные отряды, которые без суда публично расправлялись с лидерами и активистами славянских наций. Репрессии кошутовцев не испугали, а напротив – сплотили славян Венгрии. Поэтому Франц-Иосиф I решил привлечь на свою сторону славян, чтобы с их помощью нейтрализовать сепаратистское движение венгров. Он встретился с делегациями от каждой из славянских наций и обсудил с ними их политические требования.

Для этой встречи А.Добрянский составил «Памятку венгерских рутенов» и во главе делегации рутенов 19 октября 1848 года приехал в Вену. В состав делегации вошли греко-католические священники: Виктор Добрянский (родной брат А. Добрянского), Иван Шолтес и Александр Яницкий. В Вене к ним присоединились врачи-русины Викентий Алексович и Михаил Висаник. Цесарь Франц-Иосиф I принял делегацию рутенов 29 января 1849 года.

А.Добрянский изложил ему политические требования рутенов и вручил «Памятку рутенов Венгрии», в которой эти требования сводились к следующему:

– признать рутенов политической нацией;

– образовать на этнической территории рутенов национальный округ с центром в городе Прешов;

– в этом рутенском округе назначать на должности государственных чиновников лиц, владеющих рутэнским языком, отдавая при этом предпочтение рутенам;

– равноправие рутенов при назначении на должности в органах государственной власти и на офицерские должности;

– делопроизводство и преподавание в рутенских школах осуществлять на рутенском языке,

– открытие для рутенов университета и гимназии в Ужгороде и др.

Об этой деятельности А.Добрянского и требованиях рутенов Венгрии писали общественные и политические деятели Галичины, в их числе И.Франко. В 1896 году эти материалы были опубликованы в 5-м номере издаваемого во Львове журнала «Життє і слово».

В марте 1849 года была принята Конституции Австрии, закрепившей её административно-территориальное разделение по этническим признакам на пять дистриктов (военных округов): Шопронский – для австрийцев; Пешт-Будинский – для венгров; Велико-Варадинский – для румын; Братиславский – для словаков и Кошицкий – для рутенов. Кошицкий дистрикт состоял из трех краев, в том числе Ужгородского с жупами: Ужгородская, Берегская, Угочанская и Мараморошская. Украинская часть Галичины в то время состояла из 74 районов, объединенных в 10 округов: Золочивский, Тернопольский, Чертковский, Жовкивский, Львовский, Бережанский, Коломыйский, Самборский, Перемышлянский и часть Сянокского. Австрия разрешила в учебных заведениях этих округов Галичины преподавание на украинском языке. В то же время в рутенских учебных заведениях Кошицкого дистрикта, и Ужгородского края в частности, было разрешено обучение и делопроизводство в учреждениях местной власти на рутенском языке.

Венгерские шовинисты усмотрели в этой Конституции Австрии «гибель» венгерской нации и активизировали борьбу за её спасение. Л.Кошут написал «Декларацию независимости Венгрии», которую 14 апреля 1849 года принял венгерский парламент. Этой Декларацией Франц-Иосиф I был низложен как правитель Венгрии и ему пришлось обратиться за помощью к России, с которой у Австрии был договор о военной помощи. В ответ парламент Венгрии утвердил Л.Кошута верховным главнокомандующим, и поручили ему создавать национальную армию Венгрии. Поэтому русины начали создавать отряды самообороны, а их центром стал русинский город Прешов. Отряд кошутовцев под предводительством Беницкого, имевшего на вооружении две пушки, 7 апреля 1849 года подошел к городу Прешов и был встречен отрядом вооруженной самообороны русинов. Бой начался в 10 и закончился в 16 часов поражением слабо вооруженного отряда русинов, отступившего из города в соседний лес. В Прешове начались оргии победителей и поимки русинских активистов. Поймали и водворили в каземат депутата парламента венгерских земель А.Духновича, греко-католического (русинского) священника за то, что защищал в парламенте интересы русинов, писал и издавал на русинском языке стихи, рассказы и учебники. Затем конвой, сняв с А.Духновича сапоги, пешим порядком доставил его в тюрьму города Кошице. Благодаря содействию барона Лужинского, А.Духнович избежал смерти и 5 мая оказался на свободе.

До вступления в Австрию 132-тысячная русская армия под командованием фельдмаршала И.Паскевича дислоцировалась на польских землях России. Поскольку поляки являлись католиками и писали латиницей, они были непонятны русской православной душе. Вторгшись 27 мая 1849 года на территорию Австрии и соприкоснувшись с рутенами Венгрии, русские воины были очень удивлены. Анонимный корреспондент «Славянских известий» о первой встрече русских солдат с рутенами писал: «Нам говорили, что это племя полумонгольское (т.е. угорское – авт.) … Мы прислушиваемся и присматриваемся к их молитвам и богослужению, следим за их богослужениями: какое оно? Но здесь нашему удивлению нет границ!… Всё их богослужение – слово в слово то же, что и наше, и книги теж самые, старорусские, кирилловские». Поскольку язык рутенов близок к русскому, а юрист А.Добрянский произвел на цесаря Франца-Иосифа I хорошее впечатление, то его назначили помощником комиссара графа Франца Зичия при главнокомандующем русской оккупационной армии И.Паскевиче.

Венгерская армия терпела поражение за поражением и ее основные силы 13 августа капитулировали. Если вторжение армии на чужую территорию стремительно, то возвращение затяжное. Возвращалась русская армия в Россию осенью 1849 года в основном по направлению Мукачево – Свалява. Венгерские рутены снова увидели и оценили военную мощь России, на которую можно было бы опереться в их борьбе за национальные и политические права. Если до этого только часть рутенской интеллигенции под влиянием А.Духновича называла себя русинами по национальности, то после непосредственного общения с российской армией уже многие рутены начали называть себя «русинами», так как это было созвучно с национальностью «русский». Читая в учебниках и книгах о своей национальности под названием «русин», дети и взрослые рутены постепенно привыкали к этому новому и модному в то время названию. Стремясь самоутвердиться в качестве самостоятельной славянской нации, рутены постепенно переходили от названия своей нации «рутен» к названию «русины». Этим они не только противостояли угрозе денационализации и превращения в венгров, но и обратили на себя взор России в стремлении не допустить этой денационализации.

По «мартовской» Конституции Австрии все славянские нации официально были признаны отдельными друг от друга политическими нациями. В том числе «русины» Венгрии и «украинцы» австрийских провинций Галичина и Буковина. Чтобы в документах и литературе обозначить отличие «русин» (rusz) от «русский», венгры русских называли «орос» (orosz). Чтобы отличать русинов от украинцев, венгры называли русинов «угрорусинами» (uhrorusz), а украинцев – «малороссами» (kisorosz).

В становлении славянских наций и их борьбе против денационализации активно участвовало греко-католическое духовенство. Особо выделялись Александр Павлович и Александр Духнович. А.Павлович родился в селе Беловежо, что возле города Бардиев (ныне – Восточная Словакия). До конца своей жизни он работал священником в этом селе и никогда не посещал Галичину, тем более Украину. В одном стихотворении А.Павлович написал: «Живу в Беловежи уж десятый год, люблю тут сердечно русинский народ». Даже названия его стихотворений говорят, что А.Павлович русинской, а не украинской национальности: «Піснь Карпаторуська», «Поход или марш Карпатороссов», «Я в Карпатськом краю руську мамку маю», «Молитва Русинов» и другие (выделено авт.).

Александр Духнович родился в 1803 году в селе Тополя Гуменного округа (дистрикт Словакия) в семье священника. Его дед из династии русских князей, капитан Черкасский, во время поднятого в 1698 году мятежа стрельцов против царя Петра Первого, перешел на сторону бунтовщиков. Однако бунт был подавлен, а капитану Черкасскому пришлось спасаться бегством в соседнюю Австрию. Остановился среди рутенов невдалеке от Ужгорода, где принял фамилию Духнович. Его внук Александр в Ужгороде окончил общеобразовательную школу и учительскую гимназию, высшие философские курсы в городе Кошице. После окончания Ужгородской богословской семинарии (1823-1827 гг.) он работал священником в городе Прешов, столице рутэнов нынешнего Прешовского края Словакии. Там он писал стихи, рассказы и учебники на русском языке с рутенским диалектом, создал «Литературное объединение Прешовщины».

Прилагая усилия к переименованию рутэнов в русинов, А.Духнович боролся не только против денационализации этой нации, но и мстил венгерским шовинистам за их намерение повесить его. Будучи русским по происхождению и духу, А.Духнович был пламенным сторонником панславизма. Поэтому и его учебники для рутенских школ были написаны на русском литературном языке, однако с «приправленным» рутенским диалектом: «Книжица читальная» (букварь), «Книжица читальная для начинающихъ», «Краткій землепис для молодых Русинов», «Истинная история Карпато-Россов или Угорских Русинов» (1853 г.), «Сокращенная грамматика письменного русскаго языка» (1853 г.). Названия «рутэн» А.Духнович в своих учебниках и литературных произведениях подменил названием «русин», что созвучно с названием «русский». Упомянутые учебники, стихи, рассказы А.Духновича были хорошо восприняты рутенами потому, что стали их опорой уже как нации «русины» в борьбе с мадьяризацией. Стихотворение А. Духновича «Русины, оставьте глубокий сон» (музыка 3.Лиска) и ныне является гимном русинов Закарпатской области Украины, а также русинов Прешовского края Республики Словакия.

Воодушевленный принятием рутенами названия «русин», а также большим успехом написанных и изданных им для русинов книг на русском литературном языке с использованием русинского диалекта, А.Духнович пришел к мысли, что русины не только могут, но и должны пользоваться русским литературным языком, постепенно стать русскими по национальности. Однако спонтанный успех А.Духновича с изменением названия национальности «рутен» на «русин» превалировал над реальной политической ситуацией и пониманием, что у рутенов – русинов и русских разные истории. История подтвердила, что последовательное русофильство А.Духновича оказалось одной из причин большой трагедии для политической нации «русины», которую Советский Союз провозгласил…нет, не русской, а украинской.

После наведения в Австрии общественного порядка, в рутенском крае с центром в городе Ужгороде главой местного самоуправления был назначен чех Игнац Виллец, а его заместителем – А.Добрянский. Поскольку И.Виллец продолжительное время пребывал в отъездах, А.Добрянский и его брат Виктор, возглавлявший отдел образования и религии, фактически стали правителями в Ужгородском русинском крае. 1 октября 1849 года А.Добрянский во главе русинской делегации снова отправился в Вену. Заручившись там поддержкой барона К.Геринга, императорского комиссара Венгрии, и премьера Австрии Шварцеберга, рутенская делегация 19 октября была принята Францем-Иосифом I. На этом приёме снова были озвучены вышеупомянутые требования русинов, изложенные в 12-х пунктах. Чтобы их узаконить через парламент, А.Добрянскому была предоставлена возможность выступить с требованиями русинов в парламенте Австрии.

А.Добрянский в выступлении перед депутатами парламента Австрии вместо «рутены» уже говорил о политической нации «русины».

Таким образом, переименование названия национальности «рутэн» в «русин» приобрело государственный характер. В народных школах Прешовского и Ужгородского краев преподавание осуществлялось на родном, уже называемом русинским, языке, который в этих двух краях был вторым официальным языком. Если известный просветитель и историк Михаил Лучкай (Поп) еще в 1830 году издал для угорских рутенов первую грамматику на латыни «Gramatica slavo-ruthena» («Граматика славяно-рутенская»), то после 1849 года во всех русинских учебниках вместо «рутен» уже применялось название «русин». В том числе – в упомянутых учебниках А.Духновича, а также в «Руськой граматике», «Читанке к изучению литературнаго языка угро-руськых» Е.Сабова и других. В 1883 году русин Василий Чопей издал первый русинско-венгерский словарь, в котором утверждал, что русинский язык является самобытным языком и «его нельзя считать диалектом русского или малорусского языка».

По переписи населения 1850 года, на русинских землях Венгрии проживало 440.600 граждан русинской национальности. Однако из-за проводимой правительством политики денационализации, по переписи 1900 года их оказалось меньше – 410.283 человека. Поэтому русинская интеллигенция не видела иного пути сохранения русинской нации, как только уповать на поддержку России и идти в политику. На выборах в парламент Венгерских земель А.Духнович и А.Добрянский были избраны депутатами от Прешовского края. Русин А.Негребецкий был назначен главным комиссаром в Русинском регионе, а затем – наджупаном Ужгородской жупы, а русин И.Ляхович – вицежупаном. Русин П.Долинай был назначен комиссаром Мараморошкой жупы и т.д.

Под давлением венгров, Австрия в 1860 году приняла новую Конституцию, на основании которой территория Австрии была административно разделена на края, в которых вводилось местное самоуправление (краевые сеймы, т.е. парламенты). Под давлением поляков и украинцев Галичины, в нее были внесены изменения -Галичский край получил статус автономии. Однако во власти этого автономного края в основном были поляки, которые составляли большинство населения и были более успешны, чем украинцы и русины Лемковщины. В свою очередь словаки тоже начали требовать автономии. С этой целью они 6-7 июня 1861 года провели в городе Святой Мартин Турчанского округа съезд, на котором была принята национальная программа под названием Меморандум. Во вступительной части Меморандума сообщалось о тесном сотрудничестве словаков с русинами (russini) по вопросам национальной политики. В Меморандуме были изложены требования к высшим органам власти: принять закон о предоставлении словакам статуса автономии; словацкие земели назвать Словацкий край (Okolica Slovensko) с предоставлением ему равноправия с венграми в вопросах самоуправления.

Однако Меморандум остался без должной реакции властей. Чтобы объединить свои политические силы, словаки, при активном участии А.Добрянского и других лидеров русинов, в 1863 году добились разрешения на открытие словацкого национального объединения под названием «Матица Словенска». Это объединение возглавил Ш.Майзес, епископ из Банской Быстрицы. «Матица Словенска» организовывала борьбу словаков за равноправие с венграми. В 1868 году она провела словацкий съезд, на котором была принята «Спишская Петиция». В этой петиции повторялись изложенные в упомянутом Меморандуме требования словаков. Новым в ней было то, что требовалось создать в министерствах Венгрии отделения для Словацкого края, а также официально признать национальный флаг автономного Словацкого края. Будучи депутатом, А.Добрянский зачитал эту Петицию в парламенте Венгрии, однако она осталась без должного внимания.

В то же время потерявшие уверенность в победе русины Ужгородского края (ныне – Закарпатской области Украины) много говорили о притеснении их венграми, но мало делали для того, чтобы противостоять этим притеснениям. А.Духнович по этому поводу писал в обращении к русинам: «Скажите правду, не больше ли вредит народности нашей сами русинские демагоги, нежели венгры? Не самі ли русины? и то еще священники, отцы и покровители русинского Народа (как то они називатися любят)… Так, братья, не приписуйте же мадярам наше утісненіє, но приписуйте нам или собі. Жалуємся, что оные нас утискают, но против не дійствуєм, – мы всегда малодушній, и сказати правду: мы сами же не хочеме двигатися, лучше двигаєм иных», т.е. проживающих на русинской земле представителей других наций. Эти упреки А.Духновича не потеряли своей актуальности и ныне.

Отстоять национальные интересы в венгерском парламенте малочисленной группе депутатов от словаков и русинов не удалось. А.Добрянского обвинили в панславистской деятельности ив 1869 году лишили депутатского мандата. Он уехал в свое имение – село Чертеж Прешовского края, а в 1875 году из-за преследований вынужден был эмигрировать в Россию. В 1881 году А.Добрянский вернулся в Австрию к дочери Ольге, проживавшей в городе Черновцы, административном центре автономного края Буковина. В 1881 году они переехали во Львов, где тайно встречались с политическими лидерами украинской Галичины. Весной 1882 года на очередную тайную встречу в загородном лесу нагрянула полиция. Юристу А.Добрянскому удалось избежать наказания, а его дочь Ольга (по мужу – Геровская), отсидела два года в тюрьме. В ходе следствия и на суде стало очевидным, что украинских политических лидеров Галичины более устраивало пребывание в составе Австрии на правах автономного украинского края, чем объединение с украинцами Буковины и венгерскими русинами в общий для них автономной русинской державе федеративной Австрии.

Если национальность народностей прежде не влияла на их политический статус, то с завершением перерастания народностей в политические нации их статус возрос. Политические нации приобрели право на свою национально-культурную автономность. Поэтому венгерские националисты стали утверждать, что проживающие на территории Венгрии русины являются этническими венграми. В свою очередь поляки утверждали, что русины, компактно проживающие в польском регионе под названием Лемковщина, в предыдущих главах названные нами восточные хорваты, являются этническими поляками. Поскольку русинам Лемковщины просто надоело спорить с этими утверждениями поляков, то поляками это было воспринято как аполитичность «poczciwy Rusin», духовные потребности которых якобы ограничиваются русинским языком и русинской песней. Чтобы доказать полякам, что национальность русин – отдельная славянская нация, один из первых украиноязычных писателей России Пантелеймон Кулиш в 1882 году провел соответствующее исследование и издал его под названием «Крашанка русинам и полякам на Великдень».

Тем не менее, между «твердыми» русинами польской Лемковщины и «сознательными» украинцами Малополыпи, которые пытались «несознательных» русинов склонить к осознанию себя украинцами по национальности, после 1849 года развернулось откровенное противостояние. При этом Австрия поддерживала украинцев Галичины. Поэтому поляки и ныне утверждают, что украинскую национальность придумала Австрия в качестве своеобразного оружия против поляков и щита от России. Р.Дмовский, первый министр иностранных дел возрожденной в 1916 году Королевской Польши, в частности говоил о «выкормленном Австрией украинстве».

В 1860 году Италия вступила в войну против Австрии на стороне Пруссии. Потерпев поражение, Австрия не смогла держать в повиновении венгерских магнатов, и им удалось добиться от Вены компромиса. 8 июня 1866 года цесарь Франц-Иосиф I стал королем Венгрии, а в 1867 году Венгрия была признана политически неделимым союзником Австрии. То есть, Австрия были реформирована в двуединое конфедеративное государство под названием Австро-Венгрия. В этой конфедерации Венгрия (Транслейтания) имела свою Конституцию, парламент (orsaggyules) и правительство. Парламент Австрии (имперский совет) состоял из 856 депутатов, а парламент Венгрии (государственное собрание) из 676 депутатов. Для принятия общих для Австро-Венгрии законов, цесарь Австрии, он же король Венгрии, созывал собрание парламента Австро-Венгрии, состоявшее из 60 депутатов парламента Австрии и 60 депутатов парламента Венгрии. Три министерства – обороны, финансов и иностранных дел – были общими для Австрии и Венгрии. Они подчинялись Францу-Иосифу I, который одновременно был императором Австрии и королем Венгрии.

Чтобы более не возвращаться к парламенту Австро-Венгрии, отметим, что в 1913 году в составе парламента Австрии было депутатов: от австрийцев (10 млн. чел.) – 242 мандата; от чехов (6,4 млн. чел.) – 107 мандатов; от поляков (5 млн. чел.) – 78 мандатов; от украинцев Галичины и Буковины (3,5 млн. чел.) –28 мандатов; от сербов, хорватов и словенцев (2 млн. чел.) – 27 мандатов; от итальянцев и румын (0,3 млн. чел.) – 7 мандатов. На 1910 год в составе парламента Венгрии было депутатских мандатов: для венгров – 48,1 %, для румын — 14,1%, для немцев – 9,8 %, для словаков – 9,4%, для хорватов – 8,8%), для сербов – 5,3% от общего количества мандатов, для русинов – три мандата.

Австрии удалось выйти из национально-политического кризиса и сохранить за собой могущество в Европе, занимая второе место по размерам территории и третье – по численности населения. Из 50 миллионов граждан Австро-Венгрии 30 миллионов являлись славянами. В составе Австрии остались земли Чехии, Правобережной Моравии, Силезии, Далмации, Сербской Краины, Буковины, Галичины, Истрии, Гарц и Триест. В состав Венгрии входили земли Левобережной Моравии, Хорватии, Словении, Словакии, Банат, Трансильвании, Русинии и порт Риека. Причем Словения и Хорватия сохранили за собой статус автономии, которого добивались словаки, русины и другие славянские нации. По переписи населения Венгрии 1880 года, в русинских округах Венгерского дистрикта, т.е. без Прешовской Руси, записались русинами по национальности 77.290 человек, а 93.226 человек записались греко-католиками. Следовательно, в Подкарпатской Руси проживало 77290 + 93226 = 170.516 граждан русинской национальности.

Если Венгрия начала усиливать денационализацию славян, то Австрия все же сохранила предоставленные мартовской Конституцией права и свободы славянским народам. Так, цесарь Австрии своим патентом (декретом, указом) предоставил им самоуправление, осуществляемое через их краевые сеймы (парламенты). По Конституции Австрии 1867 года, Галицкий край состоял из трех курий (Львовская, Станиславская и Дрогобычская) и имел сейм из 151 депутатского места. Если ранее в учебных заведениях Галичины и Буковины обучение осуществлялось на немецком и польском языках, то после 1867 года разрешалось преподавание и на украинском языке.

В то же время Венгрия, в которой славян было больше, нежели венгров, опасалась славян и поэтому усилила их денационализацию. На практике денационализации мораван она убедилась, что административно-территориальное разобщенные мораван по реке Морава привело к естественной их денационализации: чешских мораван в чехов, а словацких мораван в словаков. С целью аналогичной денационализации русинов Венгрия ликвидировала Кошицкий, то есть Русинский дистрикт. При этом жупы (округа) Ужгородского края, т.е. жупы Уг – с центром в городе Ужгород, Берег – с центром в городе Берегсаз, Угоча – с центром в городе Севлюш и Мараморош – с центром в городе Сигот, были включены в Венгерский дистрикт. Остальные русинские жупы ликвидированного Кошицкого дистрикта вошли в Словацкий (Братиславский) дистрикт. Это населенные русинами края: Спиш – с центром в Левоча, Земплин – с центром в Шатораяуйгес, Шариш – с центром в Прешове и Абауй-Торна – с центром в Кошице. Таким образом, против русинской нации был задействован закон этнографии: “Нет общей национальной территории – нет и нации После такого административно-территориального раздела национальной территории русинов Венгрии территория русинов Словацкого дистрикта в народе была названа Прешовская Русь, так как ее административным центром был город Прешов. В то же время территория русинов Венгерского дистрикта в народе и далее назвалась Подкарпатская Русь. В Будапеште русинов Подкарпатской Руси стали называть этническими венграми. В свою очередь власти Словацкого дистрикта русинов Прешовской Руси стали называть этническими словаками.

Следовательно, процесс денационализации русинов Будапештом был активизирован. В 1868 году парламент Венгрии принял закон XLIV «О равноправии всех национальностей», по которому все граждане Венгерского королевства провозглашались «единой нераздельной венгерской нацией». Этим законом предполагалось превратить всех славян Венгрии в единую венгерскую политическую нацию. С этой же целью русинской интеллигенции предоставляли возможность устроиться на работу только в регионах, в которых проживало исключительно венгерское население. В то же время в русинские округа направлялась венгерская интеллигенция с заданием претворять в жизнь этот закон денационализации русинов. По закону № 27 от 1897 года даже церковные школы русинов перешли на венгерский язык обучения. К концу Первой мировой войны из 638 русинских народных школ с преподаванием на русинском языке осталось таковыми только 34. Августин Волошин, будущий первый Президент русинской державы, в 1889 году в № 10 газеты «Листок», которая издавалась на русинском языке, по этому поводу писал: «изгоняют русинский язык не только в начальных классах, но даже в русинских духовных семинариях, целью которых есть образование русинских священников для нашего русинского подкарпатского народа». Сопротивляясь мадьяризации, патриотически настроенная интеллигенция русинов создала религиозного характера общество святого Василия Великого, которое издавало газету «Наука» на русинском языке. Ее редактором был вышеупомянутый Августин Волошин. В № 10 от 28 августа 1897 года передовица этой газеты утверждала, что литературный «язык русинский по преимуществу язык церковный, он спас русинов от денационализации». Тем не менее жесткая политика Венгрии в денационализации русинов вела к ликвидации этой наименьшей славянской нации, и результаты этой денационализации можно показать на примере жупы АбауйТорна. По переписи 1842 года в этой жупе около 15 тыс. жителей назвали себя «русинами» или «греко-католиками» по национальности, а по переписи 1910 года – только 378.

Русинская интеллигенция в лице учителей и греко-католических священников не могла противодействовать денационализации русинов. Однако под их давлением, Ю.Фирцак, епископ Мукачево-Прешовской греко-католической епархии в 1894 году издал распоряжение, чтобы в церковных школах и Ужгородской греко-католической духовной семинарии преподавание велось на русинском языке. В результате Ю.Фирцак попал в немилость к венгерским властям и отправился искать поддержки к Папе Римскому. Заручившись в Ватикане поддержкой, Ю.Фирцак поехал в Будапешт и был принят премьер-министром Д.Банфи, которому в устной форме изложил ситуацию с русинской нацией и пути выхода из нее. Одновременно он передал Д.Банфи подписанный политическими лидерами русинов «Меморандум о развитии и повышении уровня духовной и материальной жизни народа юго-западных Карпат и Рутении», т.е. Русинии.

По совету Д.Банфи, Ю.Фирцаку удалось создать партию и через неё избрать в парламент Венгрии трёх депутатов. Они добились от правительства разработки для русинов специальной государственной социальной программы «Верховинская акция». Руководителем этой программы был назначен государственный комиссар министерства земледелия Эдмунд Эган, ирландец по происхождению. Э.Эган побывал почти во всех горных населенных пунктах Подкарпатской и Прешовской Руси, беседовал с интеллигенцией и крестьянами и воочию увидел результаты венгерской политики денационализации русинской нации: приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование политике Будапешта. Однако у Э.Эгана была иная миссия, и он на конкретных материалах обосновал причину бедственного положения русинской нации и пути решения этой проблемы. Его доклад «Хозяйственное положение Русинских крестьян в Венгрии» вызвал большой резонанс в правительственных кругах Венгрии. Чехословацкий общественный деятель Р.Гулка перевел его на чешский язык и в 1922 году издал в Праге отдельной брошюрой «Hospod6mslo stav Rusinskach venkovam* v Uhr6ch>> со своим предисловием. Владимир Гнатюк (1871 – 1926), выдающийся украинский ученый этнограф, являвшийся председателем этнографической комиссии научного общества им. Тараса Шевченко при Львовском университете, также перевел и опубликовал доклад Э.Эгана на украинский язык со своим предисловием.

Чем же доклад Э.Эгана взбудоражил всю Европу? Капитал интернационален, но Эган показал его почему-то национальным и в отдельно взятом русинском регионе Венгрии. Он показал его влияние на русинов, которым из-за нехватки (на склонах Южных Карпат) пахотной земли невозможно было выжить, а леса и ископаемые Карпат принадлежали если не государству, то австрийскому графу Шенборну и евреям. Показал, что русины, «этот бедный и затурканный народ попал в сети наисильнейшего и найизворотливейшего торгового элемента в Европе – евреям (…) Нет ни одного поселения, даже если в нём каких-то восемь изб, где бы не поселился хотя бы один из этих экземпляров, «посредников» во всём (…) В Мукачеве на 11.000 жителей – 6.000 евреев (…) Они держат в своих руках все корчмы, где спаивают крестьян и так подрывают их моральную и материальную стабильность».

Откуда в Подкарпатской Руси появилось столь много евреев? Уже было сказано, что Византия и другие страны Европы их просто изгоняли под угрозой смерти. В 1563 году Россия заняла польский город Полоцк и царь Иван «Грозный» приказал окрестить всех евреев, а не желающих принять христианство -топить в реке. В XVIII в. почти 80% всех евреев, проживавших в Европе, оказались в Польше. В Галиции они проживали в основном в городах: во Львове евреи составляли 28% населения, в Тернополе – 17% и т.д. После раздела в 1772 году Польши между Россией, Германией и Австрией, примерно 75% евреев Польши (около 800 тыс.) оказались в России, т.е. на Подолье, Волыни, белорусских и литовских землях. Однако резкое и внушительное обогащение евреев в конце XIX ст. привело в этих странах к новой вспышке насилия против них, названного антисемитизмом. В 1881-1882 годах во многих городах и даже в селах на юге России (ныне Украины) происходили еврейские погромы, выражавшиеся в разрушении и поджоге еврейских корчм (буфетов) и жилых домов, расхищении их имущества, а нередко избиении евреев местным населением, что перерастало в черносотенные погромы и «гайдаматчину». Под их влиянием царь Александр указом от 3 мая 1882 года запретил евреям селиться в селах и деревнях, учиться в государственных гимназиях и университетах. Только в 1891 году из Москвы поспешно было выслано почти 30 тыс. евреев, а в конце XIX в. несколько миллионов евреев покинули Россию и выехали в Америку и Палестину.

Однако и в Австрии, в составе которой оказалась Галичина, евреи чувствовали себя не лучше. Во Львове студенты спровоцировали конфликт против евреев, переросший в кровопролитное противостояние. Для защиты евреев от физического истребления во Львов были введены войска. Потому евреи из австрийской Галичины мигрировали в Америку и Палестину через соседнюю Венгрию, надолго останавливаясь в ней. По переписи 1768 года в городе Ужгороде, столице русинов Подкарпатской Руси, проживало всего 93 еврея, а по переписи 1891 года – 3.335, или 25% от общего количества жителей Ужгорода. В Вене Герцль создал партию сионистов. Ее программа начиналась с того, что евреи – избранная Богом нация с особым предназначением. Забыв уточнить, что это предназначение Христос определил как распространение евреями его учения, то есть христианства. Партийная программа сионистов сводилась к тому, чтобы евреи стремились занимать руководящие должности во всех странах мира и таким путем руководить всем миром, а также добиваться переселения в Палестину для создания еврейского государства.

Не все евреи были членами этой партии сионистов. Многие остались в Австро-Венгрии. Оставшиеся в Подкарпатской Руси евреи в основном занимались торговлей и ростовщичеством. Спаивание в долг, заем денег под 30% годовых или под залог земли, вело к разложению скудного в Карпатах сельского хозяйства и окончательному обнищанию «затурканных» мадьяризацией русинов. Э.Эган в своем докладе утверждал, что подать в суд на творимые евреями преступления боятся даже местные священники и чиновники, так как «ростовщики немедленно спалят его или убьют (…) Эти приблуды только пугают людей, терроризируя население, господствуют над ним. Они здесь всевластные господа… Жители этих краёв обречены на гибель, земля обречена на опустошение (…) этот народ будет постепенно падать материально и морально всё далее ниже, пока не погибнет».

Э.Эган сгустил краски при описании бедственного положения русинской нации, взяв за основу низкий уровень жизни русинов Верховины, т.е. проживающих на южных склонах Карпатских гор. Чтобы парламент Венгрии утвердил его программу. Побывав в июле 2003 года в этих же краях (ныне Закарпатская область Украины) Уполномоченный парламента Украины по правам человека Н.Карпачова также утверждала, что самый высокий уровень безработицы и самый низкий уровень жизни граждан Украины в тех же горных районах Закарпатской области.

Тысячелетняя зависимость от Венгрии и ее политика денационализации привели к тому, что русинская интеллигенция потеряла веру в свои силы, а русинская нация начала отставать в своем развитии по сравнению с другими славянскими нациями. Ёвгений Фенцик, русинский греко-католический священник, в календаре «Месяцеслов» на 1891 год опубликовал обращение к русинам. В нем, в частности, сказано: «Если я вас сравниваю, дорогие мои земляки, с другими образованными народами, то сердце во мні обливается горем, ибо вижу, что мы во всем отстали от других народов … Всі народы, которые вас окружают, преуспівают, всі вас попередили (опередили – авт.). Если и вы не будете усиловатися преуспівати так, як они преуспівают, тогда вы неоткладно исчезнете, пропадете, як соль в окропі. Прекрасная земля ваша перейдет в руки чужестранцев, а діти ваши будут служити сим чужестранцам, пока совсім не исчезнут с лица земли» (івыделено авт.). Следует отметить, что Е.Фенцик в 1885 – 1903 гг. издавал в Ужгороде на русинском языке журнал «Листок». К первому его номеру был выпущен «Додаток» (приложение), в котором Е.Фенцик доказывал, что главная причина всех бед русинов – «вы сами, ваша темнота, ваша неученость». Он призывал русинов учиться и учить своих детей, чтобы через образование достигать успехов в культуре и цивилизации.

Ученые едины в том, что в период феодализма процесс формирования народностей Европы завершился перерастанием в следующую ступень их развития – в политическую нацию. Однако процесс развития политической нации “русины” сильно тормозился административно-территориальным разобщением и денационализацией. Пребывавшие в окружении чехов и словаков мораване ассимилировались соответственно с чехами и словаками. Аналогично русины Прешовской Руси, соседствовавшие со словаками, ассимилировались в словаков. В то же время русины Подкарпатской Руси, соседствовавшие с венграми, подвергались ассимиляции с венграми. Однако та часть русинов, которая жила близ склонов Карпат и непосредственно в Карпатах, сохранила свою национальность «русин» и поныне.

По международному праву начала XX в. только политическая нация имеет право на свое национальное (автономное или суверенное) государство. Европеец входил в человечество через национальную индивидуальность, то есть как человек с уже определенной национальностью. Поэтому термин «национальность», стал объектом пристального внимания и изучения, как сложное историческое образование. Национальность формируется в результате кровного смешения племен, рас и народностей поколений землян, с которыми связана судьба планеты. Национальность образуется в результате духовно-культурного процесса, создающего ее неповторимую духовную особенность. Попытки международного сообщества, включая Организацию Объединенных Наций, установить технологию определения национальности не имели успеха. Ни раса, ни территория, ни язык, ни религия не являются признаками, которые сами по себе определяют национальность, хотя все они играют ту или иную роль в ее определении. После всех исторических, этнографических, культурологических, психологических и других исследований остается нерастворимый и неуловимый осадок, в котором и свершается таинство национальной идентичности. Поэтому ни одна, ни десятки сверхсовременных лабораторий пока не могут уловить этот «осадок» и определить национальность. На это способен только конкретный человек и только в отношении себя. Только те люди, которые участвовали в жизнеутверждающем процессе формирования своей национальности, способны до конца постичь ее таинство, которое хранится за всей зыбкостью исторических стихий, за всеми переменами судьбы, за всеми движениями, разрушающими прошлое и создающими новое. Вмешательство в это таинство человека, которого оно лично не касается, недопустимо.

Не вдаваясь в научное обоснование появления и становления наций, отметим, что ведущий в этой области английский ученый Энтони Смит в работе «Национальная идентичность» утверждает следующее. Нация должна обладать шестью атрибутами этнической общности: 1) групповое самоназвание; 2) миф об общих предках; 3) общая историческая память; 4) один или более дифференцированных элементов общей культуры; 5) связь с конкретным родным краем; 6) чувство солидарности у значительной части населения. Многие украинские ученые демократической ориентации сводят упомянутые атрибуты определения нации Э.Смитом в одно предложение: «Историческая общность людей, характеризующаяся устойчивой общностью экономической жизни, языка, территории и национального характера, проявляющегося в особенностях ее культуры и быта».

Придерживаясь этих атрибутов, проживающая на юго-западе Карпат национальность «русины» обладает этими атрибутами в полной мере. В то же время ученые Советского Союза образование «отпочковавшихся» от русской нации двух новых наций – «белорусской» и «украинской» – объясняют одним атрибутом. Он сводится к следующему. По землям русских народностей Среднего Поднепровья кочевали татаро-монгольские орды. Для защиты от их набегов проживавшие в верховьях Днепра русские построили большие рвы и стены. Кроме того, между русскими, проживавшими на землях нынешней Белоруссии, и русскими, проживавшими восточнее их, пролегали непроходимые болота. Поэтому эти оборонительные рвы и стены, созданные для защиты от татаро-монгольских орд, а также природные болота разобщили русских, стали причиной образования украинской и белорусской наций.

Украинские псевдоученые не желают признавать общеизвестные факты и обоснованные аргументы ученых других стран о формировании на территории Венгрии национальности русинов, которую отделяло от восточных славян во много раз преобладающее стратегическое препятствие – непреодолимые в то время Карпаты. К тому же в них были построены оборонительные засеки, препятствовавшие свободному общению русинов Венгрии со славянами, проживавшими на восточной стороне Карпат. Не случайно великий украинский исследователь, мыслитель и писатель Михаил Драгоманов после изучения жизни русинов и встречи с их интеллигенцией написал, что земля венгерских русинов, названная им «Венгерская Русь», «отрезана от Галичины больше, нежели Австралия от Европы».

Нельзя игнорировать и следующий факт. Русины, проживающие в регионе Лемковщина, а поэтому иногда называемые лемко-русины, в «Повести временных лет» названы хорватами. Они определенный период времени проживали в Галицком княжестве совместно с тиверцами. В связи с этим всех жителей Галицкого княжества историки назвали одним словом – «галичане». Тиверцы доброжелательно восприняли новое для них название «галичане», а в XIX в. осознали себя украинцами по национальности. Однако хорваты польской Лемковщины решили остаться верными своих предкам и не забывать свое происхождение. Они, вслед за русинами Венгрии, тоже стали называть себя «русин» по национальности. Ныне и Польша официально признает их как отдельную политическую нацию под названием «русины». Венгрия, Чехия и Словакия тоже признавали и признают национальность «русины». В то же время вроде бы демократическая Украина упорно не хочет признавать национальность «русин».