25. Заключение
Нация, забывшая прошлое, повторяет пройденный ею путь. Авторы этой книги показывают закономерный процесс развития наименьшей славянской нации «русины» и ее республики Подкарпатская Русь. Наш труд изложен в стиле учебника истории государства и права того или иного государства, а поэтому и назван «История республики Подкарпатская Русь», в угоду сильным мира сего переименованной в «Карпатскую Украину», а затем – в «Закарпатскую Украину». Предполагаем, что он поднимет самосознание русинской нации Украины, а параллельно укажет варианты решения в правовом поле проблемы официального признания Украиной русинского национального меньшинства и возрождения его автономной республики. Наш труд не только подытоживает анализ известных и малоизвестных фактов или аргументов, но и создает на их основе собственную схему и периодизацию истории русинского народа, обогащенную международным правом и законодательством Австрии, Австро-Венгрии, Венгрии, Чехословакии, Советского Союза, Советской Украины и суверенной Украины. Поскольку он первый в плане учебника истории государства и права Подкарпатской Руси, то он подлежит совершенствованию. Тем не менее ценность его в том, что он впервые снимает табу с определенных тем и неприкосновенности имен.
История никогда не претендует на абсолютную истину. Этим и пользуются штатные ученые украинские псевдоисторики или историки-приспособленцы, которые по заказу очередной партии власти до предела исказили историю своей страны, тем более историю Подкарпатской Руси. Они придумывают «факты», а затем цитируют их и переносят из одного учебника в другой. В их числе якобы состоявшиеся в 1939 году переговоры А.Волошина с С.Петлюрой о присоединении суверенной Карпатской Украины к несуществующей в то время Соборной Украине. Ученые историки Ужгородского государственного университета изучали уголовное дело, возбужденное НКВД СССР против А Волошина. В протоколах его допроса прочитали ответы А.Волошина: «Документ не разрабатывался, я лично ничего не подписывал, а о других участниках переговоров не знаю». Однако украинские псевдоисторики придумали такой договор и даже опубликовали его. В результате цитируют его как одно из доказательств обоснованности присоединения Подкарпатской Руси к Украине.
Чтобы показать технологию фальсификации подобных доказательств, достаточно проанализировать преамбулу этого «договора» С.Петлюры с А.Волошиным. Она написана так: «АКТ написан в Венеции дня 21 июля 1939 года по делу установления взаимоотношений и направлений сотрудничества между Проводом Украинских Националистов и Правительством Карпатской Украины в присутствии:
Председателя ПУН полковника Андрея Мельника, членов ПУН Емельяна Сеника «Грибивского» и Ярослава Барановского «Лимницкого»; Президента Карпатской Украины о. Др. Августина Волошина и членов Правительства Карпатской Украины –Премьера Юлиана Ревая, Министра Августина Штефана, которыми приняты следующие решения…».
Общеизвестно, что в подобных договорах имена лиц, упомянутых в договорах, указываются без их псевдонимов. Уже из преамбулы видно, что «договор» составлял человек, который даже не знает должностей упомянутых в договоре лиц, подписавшихся от имени Карпатской Украины. Напомним, что на состоявшемся 15 марта 1939 года первом и последнем заседании парламента Подкарпатской Руси – Карпатской Украины были избраны президиум парламента Карпатской Украины во главе с А.Штефаном, а также президент Карпатской Украины в лице А Волошина. Следовательно, А.Штефан являлся главой президиума парламента, а не министром Карпатской Украины. Поскольку парламент Карпатской Украины вообще не рассматривал вопрос об утверждении правительства Карпатской Украины, то Ю.Ревай не мог быть утвержден в должности премьера правительства Карпатской Украины. Ю.Ревай не являлся даже министром правительства автономной республики Подкарпатская Русь, так как 6 марта 1939 года вместо него министром был назначен С.Клочурак.
Ныне не прекращаются дискуссии на тему: «А.Волошин -герой или предатель»? На этот вопрос необходимо отвечать с учетом того времени, в котором жил А.Волошин. Он был не простым гражданином Чехословакии, а членом ее парламента и правительства. Дважды назначался на должность премьер-министра автономной республики Подкарпатская Русь и перед назначением давал присягу президенту Чехословакии на верность служения Родине и ее народу. Однако предал свою Родину, вопреки воле ее народа вступив в сговор с Гитлером. По заданию фашистской Германии А.Волошин активно содействовал планам Гитлера по расчленению и оккупации Чехословакии. Так в чем же заключается героизм А.Волошина, который мог бы дать основание губернатору Закарпатья Г.Москалю, пришельцу с Буковины, трижды побывать на приеме у Президента Украины JI.Кучмы и умолять о присвоении А.Волошину звания «Герой Украины»? Хотя Национальная Академия наук Украины в своей справке-характеристике на конкретных фактах доказывала национал-фашистскую ориентацию А.Волошина и его тесное сотрудничество с Гитлером*. Президент Украины В.Ющенко в 2007 году присвоил звание «Герой Украины» еще одному «герою» Подкарпатской Руси – галичанину Роману Шухевичу («Щуке»), офицеру фашистской Германии. В угоду Гитлеру он пытался захватить власть в Подкарпатской Руси и этим способствовать Германии в расколе и оккупации Чехословакии.
Официальный Киев возмущается, что во времена Советского Союза история Украины была искажена, и в то же время эти искажения с успехом эксплуатирует. Например, газета «Закарпатская правда» 28 июня 1970 года опубликовала статью о том, что в боях за освобождение Подкарпатской Руси якобы погибло 10060, было ранено 41387 и пропало без вести 1806 солдат и офицеров Красной армии. В городах Ужгород, Мукачево, Берегово, Свалява и других имеются братские могилы красноармейцев. В ноябре 1944 года в Ужгороде был отведен холм для погребения погибших красноармейцев. Ныне его называют «Холм Славы». Здесь погребен 941 воин Красной армии. У людей возникал вопрос: «Почему на «Холме Славы» нет ни одной могилы красноармейца, павшего в бою за город Ужгород или окрестные населенные пункты»? Дело в том, что боев за освобождение городов Подкарпатской Руси, в том числе за освобождение Ужгорода, не было. На «Холме Славы» погребены красноармейцы, погибшие в боях за освобождение Словакии. Чтобы этих вопросов не возникало, в октябре 2004 года, в честь 60-тилетия освобождения Ужгорода, на «Холме Славы» была сооружена символическая братская могила. Поэтому ей не было присвоено, как это полагается, порядкового номера, а на ее обелиске, в отличие от других братских могил, не указаны имена похороненных в ней красноармейцев.
Напомним, 26 октября 1944 года последним в Подкарпатской Руси был освобожден город Ужгород. На этом наступление войск 4-го Украинского фронта не остановилось, они продолжали освобождать Словакию. Зная, что Подкарпатская Русь под названием Закарпатская Украина будет присоединена к Советскому Союзу, павших в боях при освобождении Словакии красноармейцев свозили на захоронение в Ужгород. Сержантов и рядовых хоронили в братских могилах, а офицеров – в индивидуальных. На обелисках могил № 140 и № 146 написано, что в них захоронены капитаны А.Долбилин и Я.Шеховцов, павшие 31 октября 1944 года в бою за освобождение словацкого села Бежовцы. На обелиске могилы № 135 написано, что в ней захоронен майор Н.Кобелев, павший в бою за освобождение города Кошице. На обелиске могилы № 134 написано, что в ней похоронен подполковник И.Анкудинов, Герой Советского Союза, павший в бою за освобождение словацкого города Требишов. На обелиске братской могилы № 201 написано, что в ней захоронены Н.Долженко, А.Орыныч и А.Цибуля, павшие в бою 17 декабря 1944 года. На обелиске братской могилы № 205 написано, что в ней захоронены А.Атаман и Б.Урода, павшие в бою 26 ноября 1944 года. На обелиске братской могилы № 195 написано, что в ней захоронены Д.Старущак, М.Мартенко, М.Гурьянов и Ф.Кичек, павшие в бою 11 января 1945 года. На обелиске братской могилы № 184 написано, что в ней захоронены И.Панторакин, П.Дьячок, П.Тимофеев и П.Шевченко, павшие в бою 23 января 1945 года и т.д.
Правление «Общества карпатских русинов», Временное правительство, ОКР, русинское общество им. Кирилла и Мефодия и христианская демократическая партия Подкарпатской Руси 10 февраля 1999 года приняли, а их руководители И.Туряница, Д.Сидор и П.Годьмаш подписали Декларацию, в которой требовалось от Президента Украины JI.Кучмы и парламента Украины восстановления в Закарпатье статуса автономной республики. По инициативе П.Годьмаша редакция газеты «Правозахист» 17 октября 2006 года опубликовала эту Декларацию. Это настолько возмутило Е.Жупана, что он спешно провел совместное заседание правления ОКР и НРРЗ, на котором было принято решение, осуждающее Декларацию. Е.Жупан в письме на имя редактора газеты «Правозахист» М.Темнова 18 ноября 2006 года написал, что правления ОКР и НРРЗ опубликованную в «Правозахисте» Декларацию о предоставлении Закарпатью статуса автономии расценили как провокацию и потребовал от редакции написать об этом опровержение.
Христианские страны Центральной и Западной Европы, за исключением Греции и Сербии, исповедуют вселенскую (всеохватывающую) католическую Церковь во главе с Папой Римским.
В то же время ныне действуют 19 автокефальных (независимых) и ряд автономных православных Церквей. Даже Украина раздроблена несколькими Церквами, что разделяет ее народ духовно. В основу вероисповедания христианства католического обряда положен принцип: молись, работай в поте лица своего, покайся и душа твоя попадет в рай. В основу православия Московского патриархата заложен принцип: молись, страдай, покайся в земной жизни и тоже попадешь в рай. Следовательно, достичь заветной мечты (попасть в рай) можно без ежедневной и кропотливой работы, однако для этого нужно страдать. Поэтому православные граждане России, а ныне и Украины, вечные страдальцы. Вместо того чтобы работать в поте лица своего по выходу Украины из трудностей, только в мае 2004 года в Украине было 13 выходных и праздничных, т.е. нерабочих, дней. При этом миллионная армия государственных служащих получила месячную заработную плату в полном размере. В 2007 году парламент Украины, состоящий из 450 депутатов и не меньшего числа обслуживающего персонала, не работал более пяти месяцев, однако зарплату получали ежемесячно. Вот почему христиане-католики стран Евросоюза достигли большего прогресса и уровня жизни, чем христиане – православные Украины или России.
Однако перед странами процветающего и монолитного Евросоюза возникла серьезная проблема джихата, который давно заявил о себе в России. Джихат – это «священная война» всех мусульман, способных нести оружие, против неверных аллаху христиан – в отместку за их крестовые походы против мусульман в далеком прошлом. Столкновение православных сербов с этническими мусульманами-албанцами привело к войне и дестабилизации в Европе. Страны Евросоюза поняли, что христиане смогут противостоять наступающему джихату только объединившись под единым главенством законного Божьего представителя на земле – Папы Римского. Против этого объединения выступает Россия, в которой со времен царя Петра Великого действует принцип: кому принадлежит власть, тому принадлежит и религия. Поэтому как Президент России, так и Президент Украины, тем более Президент Белоруссии, не хотят делиться властью с Ватиканом. Однако мудрый и дальновидный Папа Римский Иоанн Павел II (К.Войтила) проявил инициативу приехать в Москву, чтобы 19 августа 2004 года, в день Преображения Господня, подарить Алексию II, Патриарху Московскому и всея Руси, икону Богородицы. Эта священная для России икона в XVI в. помогла освободить Москву от поляков. В 1904 году она была похищена, а после Второй мировой войны Ватикану удалось ее выкупить.
В России поняли, что возвращение иконы всего лишь благовидный предлог для начала диалога между Ватиканом и Русской православной Церковью на пути к дальнейшему сближению. Руководство России то ли по своей инициативе, то ли по инициативе Патриарха Алексия II, не дала согласия на приезд Папы Римского в Россию для примирения католической и православной христианских Церквей. Однако в мае 2007 года в Москву приехал Лавр, первоиерарх Российской православной церкви за границей. Если К.Войтила, русин по национальности из польских лемко-русинов, то Лавр тоже русин по национальности, однако из русинов Словакии, т.е. из Прешовской Руси. Патриарх Алексий II и Лавр 17 мая 2007 года подписали Акт (договор) о каноническом подчинении Русской православной церкви за границей Московскому Патриархату. Следовательно, русины Польши, русины Словакии и русины Закарпатской области Украины хотели и хотят поддерживать дружеские отношения с сильным русским братом, могущим защитить русинов. Однако Советский Союз разрушил многовековое и равноправное «братство славян», подменив его понятием «старший брат» в русской патриархальной семье. В ней старшему по возрасту было позволено все, а остальным – только с разрешения старшего. Советский Союз свое «старшинство» в славянском братстве продемонстрировал в 1967 году в отношении братской Чехословакии, а в 1980 году – в отношении Польши, которые приняли решение отказаться от строительства мифического коммунизма. Подавление Советским Союзом демократических преобразований в Чехословакии было настолько разрушительно в равноправии славянского братства, что чехи, словаки, поляки, словенцы, хорваты и другие, опасаясь «старшего брата», объединились или объединяются с небратьями по крови в Евросоюзе и НАТО.
Не только Польша и Словакия, где компактно на своей национальной территории проживают русины, но и все страны мира, в которых имеются русинские диаспоры, официально признают национальность «русин». В то же время демократическая Украина не признает русинское национальное меньшинство даже после требований об этом международных организаций. Поэтому Комитет по борьбе с дискриминацей Организации Объединенных Наций дал Украине срок – до 2009 года официально признать русинское национальное меньшинство, чтобы русины могли пользоваться своими правами на уровне с другими национальными меньшинствами Украины. Однако и русины должны не ожидать этого решения как манны небесной, а добиваться от официального Киева быстрейшего принятия такого решения. Добиваться не составлением уставов с громкими и многозначащими названиями для ряда мелких русинских организаций, а объединением всех русинов в одну дееспособную организацию, которая и будет представлять русинское национальное меньшинство Украины.
Ужгород – Братислава – Ужгород
2005-2007 годы