Александр Ониско – “Александр Русин”, старший научный сотрудник Института Истории и Филологии в Ужгороде:
(Русинский общественный деятель, блестящий аналитик, правозащитник, ученый сделавший неоценимый вклад в становление и развитие современного русинского движения в Закарпатье, восстановление русинской истории, ее популяризации и просто истинного русинского патриота. Как и всех русинских лидеров и активистов его неоднократно вызывали на допросы в СБУ, СБУ проводило обыски в его квартире….)
На Закарпатье власти утвердили мероприятия по подготовке и празднованию в области Дня Соборности Украины и 64-й годовщины образования Закарпатской области. Вызывает недоумение, какое отношение Подкарпатская Русь, нынешняя “Закарпатская обл.”, имеет к “Соборной Украине” и, тем более, к “празднику” образования Закарпатской области.
Ссылка на мифические решения “Мараморошской Руськой Рады” не выдерживат критики уже хотя бы с того простого факта, что у свидомых мифотворцев не стыкуется хронология событий. Как хорошо известно, “Всенародны збори” угорских русинов состоялись в Хусте 21 января 1919 года, а формальный “акт Злуки” был провозглашен в Киеве 22 января 1919 года. Тут одно из двух: или примитивная попытка представить угорских русинов абсолютно не разбирающимися в реалиях событий того времени, или полное отсутствие интеллекта науковцев-мифотворцев.
В те времена существовало много разных и вымышленных “Украин”. После первой мировой войны на территории сегодняшней Украины возникло множество “республик” и “правительств”. Среди них: Киевское национальное правительство Центральной Рады, которое сменил Гетьманат, а затем Директория УНР, Харьковское советское правительство, Крымско-Татарское правительство в Бахчисарае, Одесская советская республика, Советская Социалистическая Республика Тавриды с центром в Симферополе, Донецко-Криворожская Советская Республика, Вольная Республика батьки Махно с центром в Гуляйполе, Западноукраинская народная Республика с центром во Львове (18 дней), потом в Тернополе, а с января 1919 г. в Станиславе (сегодня Ивано-Франковск), Юго-Западный край, Малороссия, Восточная Галиция.
В этой связи встает резонный вопрос: “в яку державу рiшили йти угорськi русины” в январе 1919 г.? Ведь на январь 1919 УНР реально не существовала, а была только некая неконтролируемая территория, без четких границ, административного аппарата и легитимного руководства. Что же касается абсолютно нелигитимной ЗУНР, то на январь 1919 года она фактически “управляла” одной областью – Станиславской.
За всю недолгую историю ЗУНР в ее административно-территориальное управление входили: с 3.11.1918 г. по 22.11.1918 – Львовская область. с 3.11.1918 г. по 11.11.1918 – Перемышская область, с 3.11.1918 по 12.11.1918 – Черновицкая область.
Да и сама Соборная Украина просуществовала всего 175 дней (с 22 января 1919 г. по 16 июля 1919 года). И если мы уже намерены подходить к вопросу строго, то нелишне напомнить, что не угро русины “просилися” в состав несуществующей на то время Соборной Украины, а только галицкие русины в лице их полномочного представителя Вислоцкого на заседании Центральной Русской Народной Рады в Ужгороде в мае 1919 г. просили включить в состав создаваемой Чехословацкой Республики и галицких русин. На что Г.Жаткович резонно заметил, что уже согласованный на высоком уровне 21 октября 1918 года президентом США В.Вильсоном проект включает только “территорию русинов на юг от Карпат”.
Таким образом, благодаря безупречно грамотному представлению интересов “русинов на юг от Карпат” юристконсультом корпорации “General Motors” Григорием Жатковичем в договоре, принятом в СенЖермене 19 сентября 1919 года. появилась запись: “…территория русинов на юг от Карпат включается в состав Чехословакии с условием, что она предоставит русинам наивысшую степень автономии при сохранении единства Чехословакии” и, следовательно, русины в то время таким образом реализовали предоставленное им право на самоопределение.
Примерно такую же процедуру прошли и другие славянские народы, входившие в состав Австро-Венгерской монархии. Если проводить параллели с “заперевальными русинами”, то западные державы Антанты в лице так называемого Совета послов, занимающегося послевоенным устройством Европы не признали ЗУНР легитимной и, в свою очередь, признали суверенитет Польши над Восточной Галицией (споконвiчно польськими територiями). Итак, право народа на самоопределение международным сообществом было представлено не “украинцам”, “галичанам”, вообще “русинам”, а исключительно “русинам на юг от Карпат”.
Сегодня, когда на один квадратный километр – десять украинских академиков, сотни магистров и бакалавров (новоявленных нестеров и плутархов), следует очень критично относиться к фактам, подобным Мараморошской Раде, и не доверять мифотворчеству “историков”, пишущих с “едино правильних позицiй”. Ведь история базируется на фундаменте непоколебимых фактов, железобетонных доводов, не вызывающих сомнений письменных материалов, а не псевдонаучном вздоре и околонаучной чепухи карпатских мифотворцев.
Теперь несколько слов об образовании Закарпатской области, 64 годовщину которой нас призывают праздновать. Как хорошо известно, в июне 1945 ЧСР и СССР подписали в Москве договор “О Закарпатской Украине”. Из текста договора следует, что в состав СССР Чехословакией передавалась не “территория”, а субъект международного права “Закарпатская Украина, носящая в соответствии с чехословацкой Конституцией название “Подкарпатская Русь””.
Международное право сходится во мнении, что при реализации норм заключенного международного договора во внутреннем праве норма Закона не может обладать большей силой, чем норма Договора. В любой издаваемый национальным законодательством внутренний Закон (Указ), должны быть внесены изменения таким образом, чтобы они соответствовали договорным правилам. Ни одна из сторон Договора ” не вправе сузить или исключить своим правовым актом какие-либо обязательства, содержащиеся в международном договоре”-гласят нормы международного права. Однако, в нарушение норм международного права, Президиум ВС СССР своим Указом от 22 января 1946 г. в одностороннем порядке ликвидировал СУБЪЕКТ международного права. Подкарпатскую Русь (или же “Закарпатскую Украину”), признанную международным сообществом и зафиксированную в Сен-Жерменском и Трианонском мирных договорах, передал во временное административное управление УССР, но уже в статусе “Закарпатской области”.
Как хорошо известно, при подписании договора “О Закарпатской Украине…” субъектами международного права выступали ЧСР и СССР. В соответствии с требованиями международного права, “…любая, даже минимально значимая передача государственного суверенитета на территорию оформляется в виде международного договора и именно по этому вопросу”.
Таким образом, можно ли признать Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1946 г. ” Об образовании Закарпатской области в составе УСССР” международным договором, если он не отвечает требованиям, предъявляемым международным правом к таким документам? Данный Указ с момента его принятия считается недействительным, и тем самым он не может породить каких-либо последствий юридического характера, как в отношении Подкарпатской Руси (Закарпатской Украины) так и в отношении СССР.
Прежде всего, Указ – внутренний документ, не имеющий характера соглашения, предписывающий определенные действия административным органам УССР. В свою очередь, административное управление (временное) “территорией русинов на юг от Карпат”со стороны УССР и Украины и суверенитет СССР, который никому не передавался, абсолютно неравнозначные понятия…
И вот сегодня, распоряжением председателя Закарпатской облдержадмиинстрации, нам предлагают праздновать. Всей, прости Господи, “Закарпатской областью”. Праздновать праздник праздников и торжество торжеств. Под звуки свеже принятого старо-нового гимна Подкарпатской Руси.
Ранее опубликовано на: https://regnum.ru/news/polit/1239568.html – КИЕВ, 29 Декабря 2009, 11:02 — REGNUM