“Старшим русским братом” называет себя карпаторусин Александер Павлович, наш народолюбец, и будитель в поэзии 1894 года. Пишет он к молодым русинам Карпатской Руси, “яко уже сивый старец”, “яко старший брат молодшему”, и сим исповҍдует свою любовь к родному русинському народу:
«Люблю тебя, мой народ!”
Обращаясь к родным Бескидам, говорит:
“Люблю вас, Бескиды милы!“
Преклоняяся “яко достойный потомок своих прадҍдов перед могилами славного русинського народа, взывав:
“Люблю прадѣдов могилы!”
В своєму народҍ Александер Павлович видит и исповҍдуєт Правду непобҍдимую и “неиспортимую”, “неподдатную плҍсени часу” и блужданіям современного міра:
“Правда неиспортимая,
Єй не вредна времен плѣснь!”
Равна весеннҍй росҍ, чистота пҍсни Руси Подкарпатськых Русинов:
“И, как роса весенняя,
Чиста нашей Руси пѣснь!”
“Темнота и злобность сего міра”, – говорит нам Будитель, – покрыла ложью древный русский быт:
“Увы, Русских древній быт
Злоба ложью покрыла!“
и дальше:
“Его честный хороший вид
Судьба лѣт очернила!”
Но фундамент, основаныэ, на которому, не смотря ни на які вҍкові страданія и несправедливость, стоит и будет стояти “руськый народ Карпат”, – древній народ русинов – это народна святыня, главная цҍнность с которой народ русинов пройшов (на то время) своє 1000-лҍтіє — се єсть Православная Вҍра:
«В русской народной святынѣ
Сохранен народный вид,
Ибо русскій род до нынѣ
Православие хранит.”
Честного русина, который стоит на своєм фундаментҍ, не отрекаяся от своєй вҍры, культуры, традиціи, народной памяти, – унижают, оскорбляют, обзывают, высмеивают:
«Повсюду нас оскорбляют,
Матушке вѣрных сынов,
Добродѣтель в зло вменяют,
Ронят вѣру и любовь.”
Сосҍди, пробуют убеждати русинов, что их благополучіє зависит от того, як скоро они откажутся от своих корней, исторіи, бесҍды и русинского имени.
Сосҍди русинов, которі от своей истории, предков, беседы, и имени не отрекались, однако, убеждают то “чинити русинам”, понуждая их стать предателями своего народа, в их, “сосҍдскую” пользу.
Наш Будитель, убеждает нас, что нищета народа рождаєтся с предательства им своєго историчного самосознанія. Ибо о предателях не вспоминают. Они, як иуды, перестают существовати для своєго народа, “хотя может личный жеб, напханый 30-ма сріберниками, временно их устраиваєт. Народ же, дҍянієм иуд, может впасти в беспамятство и создати угрозу исчезновенія на своєй же земли:
«Дух народный утҍсняют,
Дабы Руси измҍнил,
Ея добро разоряют,
Чтоб народ в нищетѣ жил.”
Наш Просвҍтитель призываєт нас защищати ЧЕСТЬ СВОЄГО НАРОДА:
«О, бодрствуйте, люди, братья!
Дух прадѣдов с вами есть,
Их зов — громогласна статья:
Защищайте Руси честь!”
Так выражаєт и воспҍваєт любовь свою к своєй земли и к своєму народу, и к єго тысячелҍтнему стоянію в вҍрҍ Христовой Православной, Будитель русинов Александер Павлович, настоятель Маковицкий.
Возможно попытаются оспорити сей тезис сегодняшні читателі за такі слова, в такой способ выраженні в Бескидськых горах «старшым братом к русинам» поэтом Александером Павловичем, но..
Но кто хочет выразити подлинную любовь к своэму народу, к земли и памяти предков, тому прийдется учитися от тых же предков-русинов, эсли хочет, и имҍэт амбіціи называти себе «народолюбцем».